Кашперук Кристина
Консультация для родителей «Как оценить, готов ли ребёнок к школе?»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок, который собирается осенью в первый класс, должен иметь некоторые знания и обладать определёнными навыками. Однако немаловажен ещё один аспект — психологическая готовность ребенка к школе.
Давайте разберёмся, о чём идёт речь.
Вне зависимости от возраста дети открыты к получению новых знаний даже без особых действий со стороны взрослых. Ребёнок учится каждый день без специальной организации обучения.
Публикация «Консультация для родителей „Как оценить, готов ли ребёнок к школе?“» размещена в разделах
Когда происходит существенное изменение жизни, связанное с поступлением в первый класс, ребёнок испытывает определенный уровень стресса. Чтобы этот уровень не набирал высоких показателей и не носил исключительно негативные оттенки, родители могут оценить уровень психологической готовности к школьному обучению и при необходимости внести коррективы.
Единогласно утверждённого плана оценки “психологической школьной зрелости” нет. Современные психологи выделяют несколько направлений, по которым можно понять, достигнут ли требуемый уровень психологического состояния.
Итак, как оценить, готов ли ребёнок к школе?
Расспросите о личных мотивах поступления в первый класс. Понимает ли малыш важность учёбы в школе? Есть ли выраженный интерес к получению знаний?
Понаблюдайте за поведением ребёнка в кругу сверстников. Получается ли успешно взаимодействовать? Есть ли самоконтроль в поведении? Обратите внимание на готовность понимать и принимать роль учителя.
Оцените эмоциональный фон ребёнка. Насколько получается контролировать проявление эмоций в сложных или ярких моментах. Конечно, речь не идёт о безоговорочном запрете на чувства. Скорее, об уместности и уровне их проявлений.
Проанализируйте уровень понимания волевых возможностей. Сможет ли юный школьник сделать усилие при выполнении неинтересного задания? Попробуйте объяснить ему, в каких других ситуациях, не связанных со школой, развитая воля может помогать человеку. Дайте пример тренировки силы воли, возможно, разработайте свой ритуал или попробуйте вместе при столкновении с неинтересным делом сделать пять глубоких вдохов.
Успешное освоение учебной программы и качественное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса во многом зависят от готовности к школе.
Если вы понимаете, что полной готовности ребёнка к зачислению в первый класс ещё нет, первым делом, не паникуйте и не расстраивайтесь. Оцените, каким аспектам надо уделить больше внимания: интеллектуальному, социально-психологическому или психофизиологическому.
Продумайте, какой план действий вы можете использовать, чтобы достигнуть нужного уровня.
Например, выполнить упражнения по математике, логике и специальные задания по подготовке к школе для получения необходимых знаний, включить регулярную физическую нагрузку или использовать больше возможностей для игр и свободного творчества.
Что касается психологической подготовки к первому классу, то родителям дошкольников могут быть полезны следующие советы:
Устройте “Игру в школу” : больше рассказывайте, как она устроена, какой режим дня соблюдается, на какие интересные вопросы можно будет получить ответы, чем можно заняться на переменке и так далее.
Заранее познакомьтесь с вашим будущим учителем. Возможно, на первую встречу лучше сходить без ребёнка, но перед первым сентября постарайтесь пойти вдвоём с будущим первоклассником. По возможности проведите экскурсию по школе, обращая внимание на какие-то интересные факты о школе — доску почёта, рисунки, спортивную площадку, бассейн. По пути к учебному заведению и обратно замечайте разные особенности маршрута, например, сколько раз дорога повернула влево, какие магазины рядом. Пусть дорога в школу ещё до начала учебного года ассоциируется с чем-то увлекательным и приятным.
Предложите подготовиться к учебному процессу вместе: выберите портфель, тетради, пенал и другие школьные атрибуты, учитывая пожелания ребёнка. Заранее оборудуйте рабочее место и попробуйте вместе позаниматься: можно читать книжки, обсуждать и делиться впечатлениями, писать прописи, рисовать, делать какие-либо поделки и другие творческие работы.
Преодолевать трудности в учёбе можно, потренировавшись на обыденных домашних делах, например, подмести пол, а потом выучить стишок и рассказать его игрушкам. Немного личного примера и терпения вам помогут.
Предоставляйте ребёнку достаточное время для свободного времяпрепровождения. Ваша задача — развить в нём навык самостоятельности, уверенности в своих силах.
Иногда дети не готовы подходить серьёзно к обучению в школе и воспринимают этот процесс как игру. Чаще всего это связано с необходимостью больше играть. Пока ребёнок не наиграется в прямом смысле, нет шанса переключиться на “серьёзное” дело.
Желаю вам успехов в подготовке к школе, пусть эта работа станет плодотворной основой для начала нового непростого, но интересного жизненного этапа.