Ольга Веснина
Консультация «Как общаться с агрессивным ребенком?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как общаться с агрессивным ребенком?
В современном мире остро стоит проблема детской агрессивности. Она является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения. На первый взгляд детская проблема приобретает серьезные последствия: нарушение межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, социальную адаптацию, учебную и трудовую деятельность.
Публикация «Консультация „Как общаться с агрессивным ребенком?“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности в общении как со взрослыми, так и с коллективом сверстников. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что данная категория детей в большинстве случаев оказывается отверженными. Желание самоутвердиться в такой ситуации приобретает патологические формы – дети становятся агрессивными. Так же у них снижена способность к пониманию эмоциональных состояний других людей. Они проявляют больше критичности к поступкам других, чем к своим, однако свои тревоги, страхи, обиды выражают в грубой, агрессивной форме.
Наличие и уровень агрессивности детей с умственной отсталостью определяется комплексом разнообразных факторов и условий социального развития: гормональные изменения; прием медицинских препаратов; астенические явления, возникающие вследствие расстройства; наличие психопатологические синдромов; эмоционального состояния и самочувствия педагогов; отрыв детей от семьи, перевод из одного учреждения; невозможность удовлетворения потребностей; неблагоприятные условия среды, в том числе в семье; прямое повторение того, что дети сами испытывают от других людей; подражательность и внушаемость; порицание и критика (Л. В. Токарская, 2008).
Агрессивность является серьезной проблемой, осложняющей обучение и воспитание, и, как следствие, процесс социальной адаптации лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Л. М. Шипицына, 2005). Сложность изучения данного феномена у этой категории детей и подростков определяется неоднозначностью подходов к пониманию причин агрессивности, этиологии и механизмов ее формирования у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Среди основных причин необходимо учитывать не только клинические (обусловленные тяжестью органического поражения, метеочувствительностью, гормональными изменениями, но и психолого-педагогические и социальные (копирование поведения окружающих, страх, сепарация от близких людей).
Феномен агрессивности проанализирован в целом на основе выделения нескольких подходов к его изучению и интерпретации у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: клинического и социально-психологического. С точки зрения первого, могут быть выделены следующие причины агрессивности детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: прием медицинских препаратов и алкоголя; астенические явления, возникающие вследствие насыщения работой; метеочувствительность и другие вегетативные расстройства; наличие психопатологических синдромов, при
Как нужно вести себя взрослым в случае проявления детьми агрессивного поведения :
1. Не оскорбляйте ребенка, не обзывайте его. Осуждайте именно действие, поступок, а не личность ребенка в целом.
2. Постарайтесь исключить агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т. д.). Особое место уделяйте формированию круга интересов детей, учитывая особенности его характера и способностей. Привлекайте к положительно формирующим личность занятиям: чтению, музыке, спорту и т. д.
3. Старайтесь чаще общаться «на равных», чтобы вовремя заметить тревожные «звоночки» и понять, чем они вызваны. Прислушивайтесь к чувствам своего ребенка, поощряя их откровенность. Но потом не используйте эту информацию для наказания или для упреков. Важно, чтобы и сам взрослый умел описать и выразить свое эмоциональное состояние.
4. Если ребенок просит вас уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Будьте внимательны к желаниям ребенка, постарайтесь выделить время на общение с ним.
5. Контролируйте собственные агрессивные импульсы. Помните, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами.
6. Не подавляйте проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом, или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
7. Уважайте личность в ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что взрослые действительно довольны ими.
Рекомендации взрослым по коррекции агрессивного поведения у детей с ОВЗ.
1. Работа с гневом. Обучите агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Помогите ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем; покажите, что есть более эффективные и безопасные для всех способы, чем физическое нападение; объясните, что агрессия дает только временный успех.
3. Не заражайте ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события.
4. Формируйте способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
5. Помогите ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно, потому что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка; обеспечьте ему чувство защищенности.
6. Объяснения, почему «нельзя», не должны быть долгими, иначе они неэффективны. Такой ребенок вряд ли будет понимать вашу аргументацию, а, скорее всего, просто не услышит вас.
7. Агрессивный ребенок нуждается, прежде всего, не в усмирении любой ценой, а в понимании его проблем и в помощи взрослого.
Методы работы:
• Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).
• Развивающие упражнения и обучающие игры.
• Моделирование ситуаций в ролевых играх.
• Психогимнастика.
Способы достижения психокоррекционных задач:
- Диалоговые методы (беседа, эвристическая беседа, дискуссия).
Общение в ходе дискуссии побуждает подростков искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются в процессе группового обсуждения. Пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.
- Моделирование ситуаций в ролевых играх.
С помощью ролевых игр сформировываются новые модели поведения в ситуациях межличностного взаимодействия; расширяется гибкость поведения благодаря возможности принимать на себя роли разных участников общения; подростки обучаются моделям эффективного поведения в конкретных ситуациях общения (знакомство, конфликт, устный экзамен и т. д.); снижается острота проблемных переживаний, связанных с проигрываемыми ситуациями; создаются условия для осознания и коррекции собственных неадекватных поведенческих моделей.
- Психогимнастика.
Выполнение психогимнастических упражнений приводит к формированию положительного образа тела, ведет к самопринятию, повышению уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, гармонизации психики и развитию творческих способностей у подростков.
- Обучающие игры и развивающие упражнения направлены на достижение более адекватной адаптации и социализации. Они помогут снять тревожность и психологическое напряжение у подростка, научится правильно выражать свои чувства и эмоции, доносить до окружающих свою точку зрения.
Ребенок повел себя агрессивно : что делать?
Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.
Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации. Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…», выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности», наметить варианты более адекватного выхода из нее. Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.
Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».
Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму : «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.
По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.
Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.
Критерии агрессивности ребенка :
1. Часто теряет контроль над собой.
2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
3. Часто отказывается выполнять правила.
4. Часто специально раздражает людей.
5. Часто винит других в своих ошибках.
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
7. Часто завистлив, мстителен.
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (сверстников и взрослых, которые нередко раздражают его.
Краткий справочник детской агрессивности
Причина Поведение Что делать
Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе) Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил
Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования) Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира
Демонстративность (дефицит внимания и любви) Поведение рассчитано на зрителя По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью
Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)
Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т. п.) Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста
Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований) Вспыльчивость, обидчивость Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя
Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности») Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра
ЗНАКОМСТВО.
Цель: более направленное на знакомство детей друг с другом, правилами и с особенностями работы.
1) «Имя и качество». Предлагается назвать свое имя (в той форме, как бы хотелось, чтобы называли в группе) и качество на ту же букву. Если участник затрудняется назвать качество, группа помогает.
2) «Снежный ком». Группа встает в круг и первый называет свое имя. Второй называет имя первого и свое. Третий имя первого, второго и свое. Вместе с именем можно назвать свою любимую еду, личностное качество, хобби и т. п.
О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ЭМОЦИЙ.
Цель: актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.
1) «Построиться по росту».
Ведущий предлагает встать в круг, закрыть глаза, представить себя слепоглухонемыми. Задание: вам надо построиться по росту.
Обсуждение: - что делать, чтобы достичь лучшего результата;
- какие чувства возникали в процессе выполнения упражнения?
2) Эмоции. Беседа о пользе и вреде.
Бывают ли абсолютно бесполезные или стопроцентно вредные чувства?
Бывают ли чувства, не приносящие абсолютно никакого вреда?
Конкретно: о пользе и вреде эмоций. Страх, обида или какое-либо иное чувство. Рассмотреть положительные и отрицательные стороны.
Все чувства, эмоции посещают нас не просто так, а чтобы проинформировать о чем-то. Вы сами испытывали в своей жизни самые разнообразные эмоции и сможете сейчас сами провести исследование вреда и пользы разных эмоций, на основе собственного опыта.
3) «Эмоция Ее польза и Ее вред»
Чувства: радость, грусть, страх, обида, любовь, гнев, злость, счастье и др.
Обсуждение в группе.
ОБИДА.
Цель: закрепление навыков уверенного поведения; обучение тому, как справляться с обидой; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи.
1) «Антоним». Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-нибудь состояние или чувство, поймав брошенный мяч, нужно называть антоним (противоположное) состояние или чувство к названному. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый», затем бросает мяч кому-то еще и называет другое чувство или состояние. Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».
2) «Обиженный человек».
Ведущий: «Закончите предложение: «Я обижаюсь, когда.», «Мне обидно, если…». Нарисуйте выражение лица обиженного человека. Подумайте и запишите или нарисуйте, как реагируют на обиду уверенные и неуверенные люди».
МИР ГЛАЗАМИ АГРЕССИВНОГО ЧЕЛОВЕКА.
Цель: обучение подростков навыкам распознавания деструктивного поведения; формирование более адекватной самооценки на основе обратной связи; создание позитивного эмоционального фона в группе.
1) Приветствие. Ведущий предлагает поприветствовать друг друга жестами, как бы это сделал доброжелательный человек, уверенный человек, агрессивный человек.
2) «Галерея агрессивных портретов» Предложить детям сесть поудобнее, представить образ агрессивного человека и нарисовать его портрет. После выполнения задания портреты показываются группе. Дается задание: рассмотреть портреты, обратить внимание на общие признаки, выбрать любой понравившийся портрет и поделиться, какие чувства он вызывает.
Обобщение. Подростки называют признаки агрессивного человека : агрессивный человек обычно смотрит свысока, злобно, нападает, угрожает, громко говорит, может размахивать руками, ведет себя грубо, нахально, недоброжелательно и т. д.
3) «Говорим гадости» Группа делится на две команды, участники становятся друг напротив друга. Каждая получившаяся пара говорит по очереди. Члены одной команды говорят гадости, а члены другой – отвечают комплементами. Правило: говорить ровно, выдержанно, начинать с Вы, добавлять «сэр» или «мисс». Важно говорить вежливо и с улыбкой, мат не уместен. Например, «Вы дурак, сэр», ответ комплементом: «Вы очень вежливы, сэр».
Обсуждение. Что задевает? В каких ситуациях трудно удержаться в рамках упражнения?
4) «Вещи, которые я ненавижу» Участникам предлагается нарисовать вещи или написать о тех вещах, которые ненавидишь. После выполнения задания - рассказать о том, что получилось.
5) «Противостояние». Участники распределяются по парам: участник «А» и участник «Б». Инструкция: Вы должны вступить в воображаемый спор. «А» берет на себя роль обвинителя и постоянно повторяет предложение: «Нет, это был ты!», у «Б»- роль защищающегося, и он снова и снова повторяет: «Нет, это был не я!». Участники «А» и «Б» произносят только две эти фразы и при этом должны говорить попеременно. Неважно, кто начинает. Произносить эти фразы нужно по-разному: тихо, громко, неуверенно, ликующе, громко, быстро, медленно и т. д. Выполняя упражнение можно перемещаться по классу, жестикулировать. Главное условие – поддерживать зрительный контакт друг с другом. Когда ведущий говорит: «Стоп!», участники заканчивают спор, пожимают друг другу руки и благодарят друг друга за участие
Обсуждение о выполнении упражнения и о тех ситуациях в жизни, в когда приходится защищаться или обвинять.
Выработка и обсуждение правил.
Правила:
1. «Стоп!» Прежде, чем перейти к действию (агрессивному, скажи себе «Стоп!». (Можно представить себе и описать такой знак или нарисовать его).
2. Прежде, чем перейти к действиям, нужно глубоко вздохнуть и посчитать до 10. (Для особо агрессивных : Прежде чем перейти к действиям, нужно сильно сжать кулаки и разжать – 10 раз).
3. Прежде, чем перейти к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
4. Проговаривание своих чувств через «Я» - высказывание.
5. Прочие правила («Держи руки при себе» и д. р. Главное в формулировке правила не употреблять частицу «не»).
Я И ДРУГИЕ.
Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.
1) «Какой Я?» Необходимо ответить на вопрос 5 предложениями.
Обсуждение.
2) «Рисунок вдвоем». Участники делятся по парам, каждая пара получает лист бумаги и в течение 5-10 минут рисует рисунок с общим сюжетом. Задание выполняется молча, участники не договариваются друг с другом. После окончания работы каждая пара представляет свой рисунок.
Обсуждение: какие испытывали трудности при выполнении задания, получился ли действительно общий рисунок, удалось ли договориться и др.
3) Обсуждение «Я и моя группа»
Предлагается закончить предложения: «Моя группа – это…», «Моя группа похожа на …» и др.
4) «Рецепт хорошей группы». Предлагается обсудить, что такое хорошая группа. Написать рецепт хорошей группы, состоящей, например, из поступков, взаимоотношений, чувств (включая и чувство юмора, интересов и т. п.
Обсуждение.
МОЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.
Цель: осознание своего «Я», анализ индивидуальных особенностей.
1) «На что похоже мое настроение».
Ведущий: «Прислушайтесь к себе. На какой цвет похоже сейчас ваше настроение?» ( Варианты: «На какую погоду? музыку и т. д.»).
Обсуждение о сходстве и различиях.
2) «Мы похожи — мы отличаемся». Ведущий предлагает участникам разбиться на пары, найти 5-10 сходных и различных качеств.
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ.
Цель: формирование чувства уверенности, повышение самооценки; поддержание позитивной самооценки.
1) «Два стула». Поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание. Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.
Обсуждение: что вы чувствовали и думали в процессе выполнения задания.
2) «Ресурсы». Предлагается подумать над следующими вопросами: что тебе может помочь достичь целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей (черты характера, увлечения, друзья, близкие и т. п.). Инструкция: «напиши свои четыре (можно больше) сильных качества (стороны, изобрази их в виде каких-то символов. Это твои ресурсы, которые тебе помогут».
Обсуждение.
ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ.
Цели: создание условий для саморазвития; формирование навыков построения жизненной перспективы.
1) «Заглянуть во взрослый мир».
Ведущий: «Закройте глаза. Попробуйте увидеть себя взрослым. Как вы будете себя вести? Во что будете одеты? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверно, по имени отчеству? Теперь откройте глаза, давайте поиграем. Я буду вас называть по имени и отчеству. Тот, кого я назову, должен встать со своего места и походить по комнате, как ходят взрослые».
Когда все побывают в роли взрослого, предлагается поделиться своими впечатлениями.
Обсуждение.
3) Проективный рисунок «Я в настоящем – я в будущем».
Каждый участник изображает себя в настоящем и в будущем. Рисунок может быть выполнен в символическом виде.
Обсуждение.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ.
Цель: подведение итогов работы группы.
1) «Открытки». Каждый подросток складывает лист бумаги пополам, как поздравительную открытку, кладет на внешнюю сторону открытки свою ладонь, обводит ее карандашом и пишет внутри «руки» свое имя. (Рука является личным символом открытости для других.) Затем подросток передает свою открытку соседу слева, который должен написать что-нибудь позитивное внутри. Карточки передаются до тех пор, пока каждый не напишет по предложению остальным.
2) «Я в лучах солнца».
Ведущий: «На отдельном листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кругом посредине и множеством лучиков. В круге напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача: написать о себе как можно лучше».
3) «До свидания». Придумать общее «до свидания».