Лидия Тарасова
Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте.
▼ Скачать + Заказать документы
При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному: треугольник, квадрат, и ребенку нужно сломать свой установившийся навык, переучиваться на новые требования. Если научить дошкольника ПОНИМАТЬ основные принципы анализа, то ребёнок не будет теряться при любых требованиях при составлении схемы слова. Для отработки навыка такого понимания я использую весёлые игры с использованием всевозможных предметов нужного цвета при составлении схемы слова.
Публикация «Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте,» размещена в разделах
Предварительная работа : Дети усвоили постоянный цвет обозначения звуков для анализа: гласные – красный, согласные твёрдые – синий, согласные мягкие – зелёный. Как правило, это общее требование в дошкольных учреждениях и в школах.
Когда мы знакомим детей с основами составления схемы слова, выделяем основное понятие: схему слов можно составить не только из кружочков, квадратиков, треугольников. Схему можно составить из ЛЮБЫХ предметов, которые есть в доме или в группе. Главное, чтобы они были нужного цвета: красные, синие и зелёные.
Сначала составляем схему слова традиционным способом – треугольниками и кружочками. Затем показываем детям те же кружочки, но объёмные - шарики. Дети убеждаются, что результат получился такой же – схема одинаковая. (Слайд 2)
Предлагаю детям найти другие предметы и составить из них схему слова. Начинаются весёлые поиски таких предметов. У детей резко поднимается стимул для предстоящей работы.
Дети находят ручки, колпачки, свою одежду (шарфики, шапки, книжки, катушки ниток, пакеты, игрушки… С удовольствием делают анализ любого слова. (Слайды 3-8)
Самое последнее, что я предлагаю детям - сделать схему слова из. мусора. (Слайд 9). Показываю обрезки цветной бумаги, дети сминают их, - получается нужный материал и очень красивая схема слова. Последний пример – самый яркий, более всех предметов впечатляет детей!
Процесс таких игр не только веселит детей, но и закрепляет полученные знания, укрепляется навык составления анализа слова. Теперь ребенок не растеряется в школе. Он составит схему из любых предложенных учителем образцов.