светлана ткалун
Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму
(из опыта работ
К. Д. Ушинский: |
Сделать серьезное занятие для детей занимательным – вот задача первоначального обучения |
Публикация «Совместная работа педагога и ребенка в обучении грамоте и письму (из опыта работы)» размещена в разделах
Научить детей читать, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты считается возраст 4 – 5 лет, так называемый период «языковой одаренности», характеризируюшийся особой восприимчивостью дошкольника к звуковой стороне речи.
При разработке альтернативных перспективных планов по обучению грамоте мной были учтены психологические и возрастные особенности развития детей старшего дошкольного и предшкольного возрастов, причем учитывалось и время полного их обучения в дошкольном учреждении (так называемый «домашние» и «садовские» дети)
Я убеждена, что одно из центральных мест в содержании предшкольной подготовки занимает обучение детей грамоте. Обучение грамоте – это усвоение определенной системы знаний, где выделяются основополагающие средства языка. В основе методик начального обучения грамоте лежит звуковой аналитико – синтетический метод, требующий как анализа звукового аспекта речи в процессе обучения, так и синтеза звуков, слогов, слов уже при чтении.
Проводя обследование коммуникативно-языковой компетентности детей на начало учебного года в старшей группе, я определила общие проблемы:
• дети допускают грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении
• затрудняются в умении определять на слух выделенные звуки
• не умеют проводить звуковой анализ слов
• не различают гласные и согласные звуки
Программа обучения грамоте нацеливает на развитие фонематического слуха детей; работу над узнаванием, выделением и различением звука; обучение детей первоначальному чтению; введение понятий предложение, слово, слог, звук и буква; уточнение представлений детей о жизни.
С целью эффективности методов и приемов работы в этом направлении в старших группах (5-6 лет) мной были поставлены следующие задачи:
• развивать у ребенка устную речь с помощью разговоров, бесед, связных высказываний;
• научить ребенка составлять предложения с заданным количеством слов (в два – три слова и более) по картинкам, по схемам предложения;
• научить ребенка различать в предложении слова на слух, указывать количество слов в предложении, их последовательность;
• научить ребенка подбирать и называть слова, отвечающие на вопросы: кто это? что это? что делает? какой? как?;
• научить ребенка выделять по слуху звук из слова, слога;
• научить старших дошкольников пользоваться моделями (схемами) слов;
• научить ребенка различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, гласные ударные и безударные;
• научить ребенка проводить звуковой анализ слов;
• познакомить с буквами русского языка;
• научить ребенка слоговому членению слов, выделять слоги из слова.
Были разработаны аллгоритмические карты – схемы: № 1 – «Система работы по обучении детей грамоте» (по методикам Лысенко О. В., Белобрыкиной О. А. Приложение №1, схема № 2 – «Методы и приемы знакомства с буквой» (по методике Волиной В. В. Приложение №2, № 3 – «Проведение звукового анализа» (по методике Ванюхиной Г. А. Приложение №3, схема № 4 – «Запомните!» (по методике Новоторцевой Н. В. Приложение №4, № 5 – «Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква» (авторская работа. Приложение №5).
Педагог, работающий с детьми старшего дошкольного возраста, хорошо знает, как нелегко приходится воспитателю в первые месяцы учебного года. Дети чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать такое серьезное занятие «Обучение грамоте и письму» увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке интерес к этим занятиям? Думаю, что да.
Всем известно, насколько велика роль игры в формировании личности ребенка. В игре усваиваются любые, даже самые сложные для ребенка задания. Поэтому в основе авторских конспектов занятий, где решаются всевозможные задачи, связанные с усвоением детьми звукового и слогового состава слова, лежит игровой принцип.
В мотивационно-побудительном этапе любого занятия лежат упражнения на снятие психологической инерции и введения в тему. Я практикую различные узкотематические круги радости и метод мозгового штурма. Такое начало позволяет ребенку в психологически комфортной обстановке находить любые решения, анализировать и отбирать лучшее.
Все занятия проходят в форме путешествия по карте страны «Словозвукия» (по методике Кирилинской Л. В. Приложение №6, где находятся Государства «Гласных человечков», «Согласных человечков», море «Предложения», остров «Ударности» и другие пункты-города. Широко использую морфологическую дорожку (по методике Страунинг А. М. «ТРИЗ» Приложение №7, пиктограммы, которые помогают детям логически мыслить, видеть последовательность структуры занятия, а в рефлексивно-корригирующем этапе содействуют подведению итогов, обобщению полученного материала.
Для того чтобы дети научились различать гласные и согласные звуки, согласные твердые и мягкие, проводить звуковой анализ слова, разработала дидактическую игру «Звуковые человечки» (по методике Ванюхиной Г. А. Приложение №8). Для формирования у детей умения вычленять словесное ударение, находить место звука в слове нацелены другие дидактические игры: «Кому подарим шапочку», «Звуковая птичка» (по методике Ванюхиной Г. А. Приложение №9, игры требуют дифференцированные формы проведения- в парах, мини-группы). Дидактическая игра «Трава – лед» упражняет детей различать твердые и мягкие звуки в словах, развивая слуховое восприятие (авторская работа. Приложение №10, игра проводится в индивидуальной форме).
Успешному усвоению букв русского языка способствует ряд авторских дидактических игр и упражнений: «На что похожа буква?», «Забавные превращения», «По первым буквам», «Буквы спрятались» (по методике Белобрыкиной О. А. Приложение №11, ребусы, анаграммы, «Зачеркни лишнюю букву», «Слоговой аукцион», «Буква потерялась», «Слово рассыпалось», «Немая азбука»; задания - «напиши» букву в воздухе, составь букву из счетных палочек, лепка буквы из пластилина, вырезание ребенком буквы по нарисованному взрослым контуру, обводка букв (по методике Волиной В. В. Словесно – дидактические игры). Так же я использую тризовскую сказку «Сказка – калька» (по методике Страунинг А. М.) , так как в старших и подготовительных группах дети любят буквенное обозначение, т. е. каждую букву украшают каким – либо элементом, характеризующим этого героя.
Выполняя под руководством воспитателя эти разнообразные упражнения, у детей совершенствуется логическое мышление, развивается зрительное и слуховое восприятие, память. Благодаря таким приемам работы как дописывание элементов буквы, зачеркивание неправильной буквы дети
приобретают устойчивое представление о буквах.
Одним из важнейших принципов обучения является принцип системности знаний. Я считаю, что важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития, так как развитие звуковой культуры речи неразрывно связано с подготовкой к усвоению грамоты. Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и актуальна. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка, и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма. Поэтому, в свои занятия я включаю дидактические игры, игровые упражнения с речевым материалом: чистоговорки, скороговорки, стихи, фонематическую зарядку (скажи громко, тихо, крикни звук, спой, протяни, дидактические игры: «Игра в слова», «Живые модели», «Слушаем звуки», игровые упражнения: «Тигр рычит», «Самолет гудит» и др (по методике Комратовой Н. Г. Словесно – дидактические игры).
Роль предметно – развивающей среды в непрерывном обучении детей грамоте и письму велика и существенна. Необходимо в групповом помещении создать условия для постоянного, в ненавязчивой форме, практического применения умений и навыков, для стимулирования речевого, познавательного саморазвития. В группе разработан центр «Остров сказок», содержание которого предусматривает материалы для самостоятельной и совместной деятельности педагога и ребенка по театральной деятельности, развитию речи, обучению грамоты и письма.
Дидактическая игра «Слово – буквики» (авторская работа. Приложение №12) предназначена для реализации следующих задач: содействует навыкам звукового анализа слов, вычленению словесного ударения, закреплению умения определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); упражняет в умении составлять предложения по схеме, развивает логическое мышление, внимание. Целесообразно данную игру высталять в конце учебного года, когда детьми полностью усвоен курс раздела по грамоте. Дидактическая игра «Слово – буквики» - это увлекательный мир звуков и букв, предназначенная для коллективного решения обучающих задач.
В свободной деятельности организуются викторины «Читай, думай, отвечай», разгадывание ребусов, праздники букв, которые помогают закрепить пройденный материал, повышают интерес к занятиям.
При разработке технологических карт занятий обязательно необходимо учитывать психологические особенности детей пяти – шестилетнего возраста: оптимальное разнообразие видов деятельности; в начале занятия проведение «Круга радости», введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала; включение игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой, диффренцированные формы обучения.
Такая целенаправленная систематическая работа позволяет достичь ощутимых положительных результатов: если на начало учебного года уровень (3 уровень) детей, способных применить свои умения составил 11%, дети со 2 уровнем (понимает, что он делает) - 40%, с 1 уровнем (воспроизводит) - 49%, то к концу учебного года были выявлены следующие показатели: 3 уровень – 49%, 2-ой – 34%, 1-ый уровень – 17%. Динамика роста умений детей повысилась на 38%. Дети научились проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение; самостоятельно умеют находить место звука в слове, делить слова на слоги; составляют предложения с помощью схем, дают качественную характеристику звукам; успешно печатают буквы, слова, простые предложения в тетради по образцу и под диктовку, научились читать.
Обучение грамоте детей – дошкольников так же обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать не только коммуникативно-языковые, но и социально-коммуникативные, коммуникативно-речевые компетентности: воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; рассказывать содержание прочитанных книг, отдельных иллюстраций, картин.
Я глубоко убеждена, что в совершенстве освоив звуко-буквенный анализ слова (включая йотированные звуки, у детей развивается техника чтения, а беглое чтение – это фундаментальная основа для успешной учебы в школе. Надеюсь, что данный доклад поможет воспитателям предшкольных групп проводить занятия по обучению грамоте и письму более интересно. Запомните золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и учебной:
Ребенку должно быть интересно и комфортно!
Использованная литература
1. Государственный общеобязательный стандарт образования РК редакций 2001, 2008.
2. Глинка Г. «Буду говорить, читать, писать правильно». Издательство «Питер». – Санкт – Петербург. Москва. Харьков. 1997.
3. Волина В. В. «Занимательное азбуковедение». «Просвещение». – Москва. 1991.
4. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». Издательство «Учитель». – Волгоград. 2002.
5. Новоторцева Н. В. «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду». «Академия развития». – Ярославль. 1998.
6. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». ТЦ «Учитель». – Воронеж. 2010.
7. Ванюхина Г. А. «Речецветик». Издательство «Русич». – Смоленск. 1996.
8. Лысенко О. В. «Методика формирования навыка быстрого чтения». – Павлодар. 2003.
9. Козырева Л. М. «Как научить читать». – Ярославль. 2002.
10. Зуева Л. Н., Солошенко О. П. «400 необходимых заданий по обучению грамоте для подготовки к школе». – Москва. 2005.
11. Горький Л. Г., Обухова Л. А. «Сценарий занятий по комплексному развитию дошкольников». Издательство «ВАКО». – Москва. 2005.
12. Куцакова Л. В., Губарева Ю. Н. «1000 игр и головоломок для дошкольников». – Москва. 2003.
13. Костарева Л. А. «35 занятий по подготовке детей к школе». – Москва. 2001.
14. Кирилинская Л. В. «Волшебная страна «Буквозвукия»». Тетрадь – приложение к книге «В мире волшебных букв и слов». – Алматы. 2005.
15. Кирилинская Л. В. «Путешествие по волшебной стране «Буквозвукия»». Тетрадь – приложение к книге «В мире волшебных букв и слов». – Алматы. 2005.
16. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». ТЦ «Учитель». – Воронеж. 2005.
17. Бельская И. Л. «Я учусь читать». – Минск. 2001.
18. Гаврина С. Е. «Играем в слова». – Москва 2002.
19. Колесникова Е. В. «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет». – Москва. 1998.
20. Колесникова Е. В. «От слова к звуку». – Москва. 2006.
21. Колесникова Е. В. «Веселая грамматика для детей 5 – 7 лет». – Москва. 2007.
22. Колесникова Е. В. «От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5 – 6 лет. – Москва. 2007.