Наталья Петровна Танина
Как научить детей осознанно относиться к собственному здоровью
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить детей осознанно относиться к собственному здоровью
Важнейшая задача педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.
Выполнение поставленных целей и задач зависит от слияния трё х показателей: наследственности – окружающая среда – образованность, причём образованность является наиболее поддающимся изменению показателем. Мы должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны понимать, что ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Публикация «Как научить детей осознанно относиться к собственному здоровью» размещена в разделах
Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. В увлекательной наглядно-практической форме мы обогащаем представление детей о здоровье, об организме, его потребностях, способах закаливания, о предупреждении травматизма.
Чтобы сформировать у ребят чувство ответственности за своё здоровье, научить их самим заботится о нём, изменять своё поведение, мы в своей работе подбираем наиболее эффективные формы и методы обучения.
В старшей группе мы знакомим детей с тем, что такое здоровье, как устроено тело человека. В игровой форме мы вместе с детьми узнаём, чем отличаются люди друг от друга (высокие, назкие, толстые, худые, старые, молодые, дети) и что общего у разных на вид людей (люди похожи друг на друга формой тела и т. д.).
Изучая органы чувств, или с помощью чего человек познаёт окружающий мир, мы ставим цель: сформировать у детей первоначальное представление об органах чувств, с помощью которых человек познаёт мир; сообщить элементарные сведения; развивать зрительную, слуховую и моторную память, внимание, наблюдательность. Закрепляем полученные знания, используя игры «Умеем ли мы видеть?», «Выбери полезные продукты», «Какой музыкальный инструмент звучит?», «Узнай по запаху» и другие.
В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье : «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Кто аккуратен, тот и людям приятен» и другие.
Детям очень нравятся уроки Мойдодыра и Айболита, которые помогают им расти здоровыми. Дети очень любят, когда у нас проводятся спортивные праздники, Дни здоровья.
При знакомстве с произведениями художественной литературы мы вспоминаем сказки, в которых герои были очень доверчивы и неосторожны: «Сказка о мертвой царевне», «Белоснежка и семь гномов», «Приключения Буратино».
В группе имеется пальчиковый, настольный, театр би-ба-бо, с помощью которого дети обыгрывают сценки, отражающие здоровый образ жизни.
Беседуя с детьми, мы обращаем внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать рот и нос платком.
Рассказывая о болезнях, учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, инвалидностью. Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, сопереживания, желания помочь. И в то же время такие беседы помогают ребёнку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.
На прогулках проводим с детьми игровые упражнения: попрыгай, побегай, не сгибая колен; стать маленьким, низкого роста; стань большим; достань веточку на дереве и т. д. Выполняя эти упражнения, ребёнок понимает, зачем нужны руки, ноги, локти, колени, пальцы на руках и ногах.
Приобщая детей к ЗОЖ, объясняем, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказываем и показываем, какие лекарственные растения растут у нас в Мордовии. Играем в игру «Что где растёт?», «Узнай и назови?». Поясняем детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные лекарственные растения: алоэ, каланхоэ. Планируем знакомство детей с грибами, ягодами съедобными и ядовитыми. Для закрепления проводим игры «Съедобное – несъедобное», «Положи в лукошко».
Состояние здоровья ребёнка во многом зависит от типа его поведения, который в основном формируется в семье, поэтому роль семьи при формировании ЗОЖ очень велика. Ни один навык здорового образа жизни невозможно полностью сформировать без активной поддержки семьи. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера: нельзя говорить о добре, добрых поступках и в то же время быть сердитым и раздражительным; нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу.
Для этого необходимо проводить с родителями консультации, беседы, родительские собрания. Для обсуждения мы предлагаем родителям следующие темы: «Режим дня», «Как воспитать ребёнка здоровым», «Предупреждение вредных привычек», «Профилактика простудных заболеваний», «Основные виды детского травматизма». Выставляем папки – передвижки по темам, помещаем на информационном стенде памятки, рекомендации ст. медсестры, специалистов. Если воспитатели и родители будут взаимодействовать, то мы сохраним молодое поколение здоровым.