Ирина Банникова
Детский невроз: как к нему относиться
▼ Скачать + Заказать документы
Детский невроз : как к нему относиться
Наша жизнь очень динамична, насыщена событиями, информацией, нестабильна и очень сложна даже для взрослых. Каково же приходится маленькому человеку в такой социальной организации. Современная семья очень изменилась: уменьшилась дифференциация между членами семьи, смешались половые роли родителей, женщины могут предложить детям свою модель поведения в обществе, а отцы снимают себя ответственность за воспитание. Учёные отмечают, что новые отношения между родителями становятся всё более равными и товарищескими, отсутствует матриархальный либо патриархальный уклад. За ошибки родителей расплачиваются дети, потому что современные отец и мать, подчас, находятся рядом, но не вместе.
Темочки:
По исследованиям А. И. Захарова (Неврозы у детей. - СПб. ,1996) количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих заболевания расстройства социального поведения и различные неврозы, увеличивается. Опасность заболевания находится в том, как к нему относятся. Потому что большинство родителей, даже если и замечают первые признаки расстройства, то относятся к нему невнимательно, считая это капризами и возрастными проявлениями.
Пословица говорит: «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу». Видно, что существует прямая связь между образом жизни и отношениями ребёнка с окружающими людьми. Довольно часто неудачи своих детей родители сваливают на их лень и несостоятельность, ложно обвиняя их во всех проблемах, подгоняя под удобные самим родителям мерки и стандарты поведения. И в душе ребёнка начинает расти конфликт, который затем переходит в нервное напряжение, с чем малышу невозможно справиться. Появляются два варианта распутать этот узел:
- ребёнок спрячет свои личные качества и приспособится под требования взрослых, при этом всё равно станет искать защитный способ спасти своё «я»;
- будет яростно сопротивляться и конфликтовать, что тоже приведёт, как и в первом варианте к повышенному нервному напряжению.
Если эту ситуацию не разрулить сразу, то у ребёнка появится нервное расстройство, невроз, который он пронесёт через всю свою жизнь, который будет мешать ему полноценно развиваться, реализовываться как творческая личность, мешая ему быть свободным и счастливым. Ведь все наши беды родом из детства. Эмоции в жизни детей очень важны, они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, давая окружающим информацию. По мере взросления эмоции становятся выразительнее, ярче и определённее, но внешнее их проявление меняется. В пятилетнем возрасте дети у же могут управлять своими эмоциями, облекая их в культурную форму, пользуясь ими осознанно, воздействуя на окружающих.
Форма выражения чувств ребёнком – важный показатель в понимании внутреннего мира, который свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии и развитии. Взрослому информация об этом позволяет судить про эмоциональный фон ребёнка, который может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон характеризуется подавленностью, плохим настроением, улыбка у ребёнка или отсутствует или заискивающая, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или безразличное. Возникают проблемы в общении и установлении контакта, ребёнок часто плачет, легко обижается, играет в одиночестве, не имеет собственных интересов. Причиной этому может быть, как говорят психологи, повышенный уровень тревожности, возникающий в случаях неопределённой опасности и проявляющийся в ожидании неблагоприятного развития событий.
Высокая степень тревожности не влияет на интеллектуальное развитие, но может отрицательно сказаться в дальнейшем на формировании творческого мышления, для чего необходимы такие качества как отсутствие страха перед новым, непонятным, неизведанным.
Такое состояние может повлиять на развитие невроза. Даже если ребёнок послушен, выполняет требования взрослых, его поведение может носить лишь защитный характер, чтобы избежать неудач и углублений личностных противоречий между высокими притязаниями, например, и низкой самооценкой.
Развитию тревожности способствует чрезмерная опека, мелочная забота родителей, ограничения и запреты, постоянный мелочный контроль. Авторитарное воспитание в этой ситуации заставляет ребёнка бояться отрицательной оценки его поведения, он теряет уверенность в себе и своих силах.
Воспитание по типу гиперпротекции может сочетаться с симбиотическим типом (очень близкие отношения с одним из родителей). Здесь общение взрослого может быть как авторитарным, так и демократичным. К таким отношениям прибегают родители, которые сами мнительны и неуверенны в себе, затем они своими страхами наделяют своего ребёнка, формируя тем самым тревожность повышенного уровня.
Завышенные требования к ребёнку тоже служат почвой для развития тревожности, так как они у ребёнка вызывают ситуацию хронической неуспешности, постоянно сталкиваясь с неудачами и не давая результата, который ждут родители.
Упрёки. Они заставляют у малыша появляться чувству вины
Сдержанность родителей в выражении чувств при наличии предостережений и тревожных ситуаций: внушение страхов своими нереализованными угрозами. Ребёнок нервничает, становится мнителен, не справляется с задачей в игре, невнимателен на занятиях. Появляется реакция психологической защиты в виде агрессии, направленной на других, которая выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых эта угроза исходит, ребёнок находит психологическую защиту при уходе в мир фантазий.
Степень тревожности имеет различия по гендерному признаку. У девочек причиной служат плохие люди и проблемы, которые от них могут исходить. Мальчики же боятся различных несчастных случаев, травм, наказаний от родителей.
У детей старшего дошкольного возраста тревожность не является ещё необратимой и ребёнку можно и нужно помочь избавиться от неё. Это могут сами родители и педагоги, если станут соблюдать некоторые педагогические принципы
- ребёнку надо помогать в достижении успеха в какой-либо деятельности, при этом хвалить и вдохновлять;
- ни в коем случае не следует ребёнка сравнивать с кем-либо, оценивая его старания;
- отмечать малейшие успехи в трудных для ребёнка местах, не замечать многократные промахи при повторных попытках;
- создать обстановку наибольшего благоприятствования для развития и формирования навыков и умений дошкольника в ДОУ и дома;
- атмосфера пребывания ребёнка должна быть благожелательной, ребёнок должен знать, что он защищён и его никто не обидит, а все промахи будут поняты и прощены
- очень важно соблюдать гигиенический режим, регулярно принимать пищу, вовремя ложиться спать в хорошо проветренном помещении;
- для психопрофилактики необходимо правильно организовывать досуг, малышу хорошо иметь увлечение, любимое занятие; активный отдых для таких детей с нежной нервной системой ещё и закаляет физически.
Наши дети – наше продолжение. Продолжение успехов,которым мы очень рады, и неудач, которые нас огорчают. Наш опыт должен стать опорой нашим малышам на их длинном и трудном пути! Пусть они растут успешными, а в старости протянут руку помощи уже нам самим.