Галина Слуднева
Как логопедическая работа помогает ребенку при дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Дизартрия является достаточно распространенным явлением на сегодняшний день. Своевременное выявление речевых нарушений, систематическая работа с ребенком, имеющим данную патологию, способствуют более эффективному ее устранению.
Ключевые слова: дизартрия, логопедическая работа, речевые нарушения.
Публикация «Как логопедическая работа помогает ребенку при дизартрии» размещена в разделах
Несмотря на то, что современная медицина шагнула далеко вперед, случаи патологий во время беременности, родовых травм, инфекционных заболеваний в детском возрасте достаточно распространены в наше время. Все вышеуказанные явления могут послужить причиной дизартрии - патологического состояния, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Следовательно, необходима теоретическая и практическая работа по усовершенствованию методов устранения данной дисфункции. Поэтому тема дизартрии и способов борьбы с ней актуальна на сегодняшний день.
Все вышеуказанные причины речевых нарушений можно разделить на две группы: врожденные, сформировавшиеся из-за проблем во внутриутробном развитии и приобретенные, появившиеся уже после рождения ребенка. В зависимости от тяжести дисфункции различают четыре степени заболевания [6, с. 68-81].
1. первая, при которой проблемы с произношением звуков выявляются только в процессе обследования у логопеда;
2. вторая, в этом случае дефекты речи хорошо заметны окружающим, но она все же остается понятной;
3. третья, когда звуки замещаются до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, общающиеся с ним ежедневно;
4. четвертая, самая тяжелая стадия, при которой произношение невозможно или представляет собой непонятный набор звуков.
Занимаются выявлением и работой с детьми, страдающими дизартрией логопеды и неврологи, и очень важно вовремя определить, желательно на первой стадии, наличие нарушение речи. Чем раньше будет диагностирована патология, тем проще и быстрее пройдет работа по устранению дисфункции. Для этого рекомендовано вовремя провести обследование у логопеда и своевременно начать процесс коррекции речевых нарушений. Как и любое другое лечение, работа начинается с диагностики.
Занятия с логопедом при устранении данной патологии – достаточно длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Работа включает в себя :
1. артикуляционную гимнастику - комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата;
2. упражнения для развития мелкой моторики, заключается в работе пальцев рук, предполагает, что ребенок что-то разминает, разрывает, перебирает и т. д. ;
3. дыхательные упражнения, предполагают работу с воздухом, изменения процессов вдыхания и выдыхания, цель такой гимнастики: увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
4. коррекцию выразительности речи, включает в себя работу над интонацией и произношением слов при помощи различных упражнений;
5. логопедический массаж : разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
6. физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации [1, с. 5-10].
В том случае, если дизартрия вызвана каким-либо заболеванием, то процесс восстановления речи идет параллельно с лечением выявленной болезни, очень часто необходима консультация невролога, так как данная патология в основном является следствием поражения головного мозга. Ни в коем случае нельзя отходить от установленного графика занятий, пренебрегать ими. Так же необходима совместная деятельность логопеда и семьи, так как помимо упражнений в кабинете со специалистом, должна быть постоянная непрерывная работа над правильностью произношения дома, контролируемая родителями.
В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности при выполнении письменных работ. Именно поэтому целесообразно выявление патологии еще в дошкольном, как можно более раннем, возрасте, так как восстановление речи в таком случае происходит быстрее и легче. Если ребенок посещает детский сад, то рекомендовано обучение таких детей в логопедических группах. Очень важна мотивация самого ребенка, для этого необходимо общение с другими детьми, в этом случае, он будет стремиться быть понятым, а, следовательно, следить за своей речью. Но здесь очень важно наблюдать за тем, чтобы, страдающий дизартрией не стал объектом насмешек, в этом случае ребенок может замкнуться в себе, что затормозит процесс восстановления [7, с. 350].
Таким образом, данная патология, очень распространенная в наши дни, является достаточно серьезной проблемой, требующей своевременной и комплексной работы, предполагающей усилия со стороны логопеда, родителей и самого ребенка.
Список используемых источников:
1. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. Учебное пособие для ВУЗов. М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. – С. 5-10.
2. Исмаилова И. С. Развитие просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией / И. С. Исмаилова, А. З. Ашурбекова // Современные тенденции развития системы образования: сборник статей – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – С. 209-212.
3. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400 с.
4. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. №2. - С. 68-81.
5. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х тт. / Главный редактор Б. В. Петровский. — М. : Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 350.