Ирина Черткова
Как исполнять Бетховена. Динамика в фортепианных произведениях
▼ Скачать + Заказать документы
Величественно творчество Людвига ван Бетховена. Огромна дистанция от первого до последнего произведения; какие миры постигает он на пути от простоты к философии, возвышенному, к которому он пришел в конце своей жизненной борьбы.
Большую часть его творчества составляют фортепианные произведения. Он подарил нам 32 сонаты, 6 концертов, многочисленные вариации, тройной концерт, сочинения для фортепиано и струнных, для фортепиано и духовых, фантазии и пьесы. Если в начале пути у Бетховена преобладает чистая радость музицирования, то со временем сильнее проявляется интерес к симфонизму, взлет романтического пианизма, о чем свидетельствует более свободная форма - фантазии. Ф. Лист охарактеризовал путь Бетховена, подразделяя его на три периода – это юноша – мужчина - бог.
Публикация «Как исполнять Бетховена, Динамика в фортепианных произведениях» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Фортепиано, пианино. Знакомство, обучение детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
В педагогическом репертуаре встречаются ранние сонаты (№ 1, 5 и 11). Они свежи, смелы, овеяны молодостью, непосредственны и неповторимо индивидуальны.
Динамика в музыке это одно из средств выражения, фиксируется в нотном тексте с помощью соответствующих знаков. pp- может придать музыке задушевный тон, характер воспоминания, указать на отдаленность действия. ff- крайняя степень эмоционального состояния, напряженность действия. Crescendo и diminuendo выражают эмоциональный подъем и спад соответственно, приближение и удаление. Композитор своими обозначениями указывает лишь основную характеристику динамических явлений. На долю исполнителя выпадает задача - он должен найти меру динамического выражения. Динамика композитора индивидуальна, как и другие выразительные средства его музыки - мелодия, гармония, ритмика, фактура. Особенностью бетховенской динамики является контрастность. Ее можно охарактеризовать как неожиданную, внезапную. Наиболее типичные для Бетховена приемы- сопоставление контрастных динамических уровней, акцентировка. Бетховен придавал динамике исключительное значение. Это и детально разработанная им система обозначений и та тщательность, с которой он выставлял в тексте знаки динамики. Бетховен считал, что исполнитель его музыки обязан точно выполнять все авторские динамические предписания. «Изуродованная музыка»- так он характеризовал исполнение своих сочинений без динамических обозначений, осуждая небрежное отношение к авторским динамическим указаниям. Бетховен требует не только точного, но прежде всего выразительного их исполнения, тем самым композитор обращает внимание исполнителя на выразительный смысл динамических обозначений. Последние, как бы они не были детализированы, не могут исчерпать всего богатства оттенков выразительности: каждый динамический знак может иметь множество выразительных значений. Динамические уровни Бетховена- от ppp до ff- указанные знаки отражают историческое завоевание Бетховена- расширение границ звучности фортепиано. Он насыщает инструментальную музыку идеей героизма и активного действия, а это призывает к жизни новые средства выражения. Напряженный драматизм его произведений требует расширения динамики звучания от ppp до ff. Оркестр становится для Бетховена тем «инструментом», который более всего отвечает его требованиям. Второе место в этом смысле занимает фортепиано. По богатству выразительных возможностей оно приближается к оркестру.
Не все знаки одинаково часто встречаются в бетховенском тексте. Промежуточные динамические уровни встречаются реже и являются динамическими ступенями в длительных процессах crescendo и diminuendo. Очень точно указывает он место и продолжительность crescendo и diminuendo, определяя их пунктирной линией. Если линия не выписана, то окончание crescendo и diminuendo все же легко узнать, так как эти нюансы обязательно приводят либо к какому-нибудь определенному динамическому уровню, либо к акценту. Часто Бетховен требует от пианиста даже усиления crescendo одного звука или аккорда, что лишний раз доказывает оркестровый характер его мышления. Этот нюанс он указывает тремя обозначениями: словом cresch, графическим знаком и термином rinforzando (усиливая). Конечно, crescendo одного звука или аккорда, вполне возможное на струнных и духовых инструментах, на фортепиано исполнить нельзя. Однако, если пианист после извлечения звука будет внутренне слышать его постепенно усиливающимся, то это позволит ему следующий звук взять с той мерой силы, которая будет восприниматься как завершение предыдущего звука или аккорда.
В произведениях Бетховена встречается обозначение calando- стихая, уменьшая силу и скорость. Соединяет значение diminuendo и ritardando. Этот термин всегда означает у Бетховена ослабление звучности, но не всегда замедление.
Большое количество обозначений говорит об исключительном значении, которое Бетховен придавал акцентировке. Динамически контрастные сопоставления в произведениях Бетховена обозначим формулой p-f. Выразительный смысл может быть истолкован по-разному:
1) как динамическое вторжение
2) как динамический диалог
3) динамика света и тени
Что такое динамическое вторжение? Это конфликтное столкновение образов. Оно всегда связано не только с динамическим, но и с другими контрастами: ладовым, тональным, ритмическим, фактурным, регистровым. Характерной чертой является внезапность, в произведениях это нарушает плавное мелодическое развитие. Конфликт образов находит свое выражение в произведениях Бетховена и в форме динамического диалога, отличительными чертами которого является лаконизм реплик, их регистровый и звуковой контраст. Два типа диалогов: спокойное собеседование и спор. Контрастность динамики ярко проявляется в виде сопоставления, света и тени. Ее следует понимать как характеристику динамически контрастных сопоставлений, не выражающих конфликта. Можно говорить об одном и том же, но проявлять разный темперамент.
Каждое динамическое указание Бетховена это плод гениального замысла. Оно должно быть осознано и точно выполнено. Это не педантизм, а необходимость. И это нисколько не сковывает инициативы, а наоборот, их пробуждает.