Татьяна Сагитдинова
Как человек освоил космос (конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Как человек освоил космос
Программное содержание:
Обобщить и расширить представления детей о работе человека в космосе, о планетах солнечной системы и космических путешествиях.
Учить планировать свою деятельность с помощью карточек символов.
Развивать навыки работы в подгруппах.
Воспитывать у детей желание оказывать посильную помощь.
Учебная задача, цель работы детей на занятии : помочь Незнайке собрать необходимые сведения о Космосе и вещи для высадки на Луну.
Темочки:
Материал к занятию: персонаж Незнайка на «Волшебном экране», слайды с изображениями космических кораблей, спутников, планет Солнечной системы, фотографии космонавтов, скафандра, четыре стола, с желтыми, синими и красными ориентирами, бумага белая, тонированная для рисования, карта солнечной системы без планет, планеты солнечной системы, танграмм для составления космического корабля для Незнайки, зал оформлен рисунками детей о космосе, карточки –символы с геометрическими фигурами, символами одежды и др., воздушным шариком.
Предварительная работа: рассматривание планет солнечной системы, летательных аппаратов, чтение детям художественной литературы: Носов Н. «Незнайка в солнечном городе», о космосе.
Ход занятия:
На экране слайд заставка –небо
Воспитатель: Дети, мы с вами пришли в музей космоса. Сегодня я вам расскажу о том, как человек освоил космос. Загадочный мир звезд всегда притягивал внимание людей. И люди мечтали о том времени, когда они смогут полететь в космос.
Неожиданно на связь с детьми, выходит Незнайка. (Его изображение появляется на Волшебном экране). (Слайд)
Незнайка : Земля! Земля! Кто-нибудь ответьте мне.
Воспитатель: Мы, Земля, Слушаем Вас, что случилось?
Незнайка Здравствуйте, ребята! Узнали меня? Я попал в беду, не послушался Знайку, сел в ракету и вот лечу на Луну! А я ведь совсем ничего не знаю ни о Луне, ни о других планетах, ни о космических путешествиях! Да и с собой я ничего не успел взять – я ведь просто поиграть хотел в ракете и все! Я даже управлять ракетой не умею, и у меня нет карты. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Вот это да! Ребята, вы поняли, что случилось с Незнайкой? Как мы можем помочь Незнайке?
-О чем он хочет узнать?
Дети: о Луне, космических путешествиях, планетах, ему нужна космическая карта.
Воспитатель: Ну, чтобы не забыть о чем просит Незнайка, мы составим план и запишем его картинками - символами. Для этого вы должны разделиться на три команды и с помощью карточек-символов записать все, о чем нас просит Незнайка. Дети распределяются на команды с помощью карточек по цвету.
Воспитатель: 1 команда будет записывать, что хочет узнать Незнайка о космосе, 2 команда что ему может понадобиться в полете и на Луне?
3 команда - на чем можно доставить посылку на Луну.
Дети составляют план с помощью карточек-символов, выставляют их на наборное полотно.
Воспитатель: Давайте посмотрим, ничего не забыли! Дети рассказывают с помощью карточек-символов, о чем их попросил Незнайка.
Незнайка : (на экране вновь появляется Незнайка)Я, я вижу Луну. Она так ярко светит! Наверное, она такая горячая, что моя ракета на ней просто расплавится, растает как свеча.
Воспитатель: Не волнуйся, Незнайка, сейчас дети тебе все расскажут о Луне.
- Расскажите, что вы знаете о Луне?
Дети: Луна – это спутник Земли.
-Луна холодная или горячая? (холодная).
-А почему она светится? (Солнечные лучи отражаются от Луны, и нам кажется, что она светится. На самом деле, может светиться лишь раскаленная звезда – Солнце.)
Слайд-заставка небо
Незнайка: (на экране появляется Незнайка) Вот хорошо. На Луне так много солнечного света, там, наверное, много зеленой травы, цветов и бабочек?
Воспитатель: Дети, а на Луне есть бабочки и цветы? Почему?
Дети: На Луне нет растений, нет бабочек, потому, что там нет воздуха, а значит, там нечем дышать. На Луне нет защиты от влияния Космоса, от излучения, поэтому тебе, Незнайка, нужен скафандр.
Слайд Луна
Воспитатель: Кто еще расскажет о Луне?
Дети: Луна- спутник Земли, самая близкая планета и поэтому хорошо изучена. На поверхности Луны очень много кратеров- углублений. Это результат ударов метеоритов (космических камней) о поверхность Луны.
-Незнайка, ты слушаешь нас?
Слайд Незнайка
Незнайка: (на экране вновь появляется Незнайка)Ребята, из окна ракеты я вижу какой – то летающий объект, он очень большой. Он движется и светится.
-Остановка
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это может быть? (предположения детей).
Слайд – искусственный спутник
Слайд- заставка небо
Космос осваивать люди начали недавно, в прошлом веке. Начало освоения космоса считается время (4 октября 1957 года, когда был запущен первый искусственный спутник.
Слайд 1 спутник
Спутники и сейчас используются в народном хозяйстве, они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей, обеспечивают космическую радио- и телесвязь.
(Слайд -спутник)
Воспитатель: Кто первым полетел в космос?
Дети: Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель:Да! Это был российский космонавт! Юрий Алексеевич Гагарин.
Слайд Гагарин.
Воспитатель: Он на космическом корабле «Восток» совершил полет вокруг Земного шара.
показ слайда –запуск корабля «Восток»
Воспитатель: Люди научились не только летать вокруг земного шара, но и работать там длительное время.
Слайд - космическая станция
Воспитатель: Для этого они используют станции «Салют». На борту Салюта космонавты ведут научные исследования. Они изучают планеты, проводят опыты, как растения растут и размножаются в условиях невесомости. Дети, а вы знаете, что такое невесомость? Я предлагаю вам поиграть.
Физкультминутка : игра «Невесомость» с воздушным шариком.
Воспитатель: Космонавты работают не только внутри корабля, но и в открытом космосе.
(Слайд космонавт в скафандре, станция с космонавтами).
Воспитатель: -Кто знает, кто был первым космонавтом, вышедшим из корабля в открытый Космос? Это был тоже российский космонавт Алексей Леонов.
А вот на луне первыми побывали американские космонавты – Это Нейл Армстронг.
Слайд космонавт на луне.
Воспитатель: Автоматические межпланетные планетные стации ведут исследования планет
Слайд марсоход на Марсе
Запустить космический корабль в космос требует много времени и это очень дорого, поэтому космонавты научились запускать корабли многоразового использования. Они называются «Шатлами». (Показ слайда)
Воспитатель Ну, что,Незнайка, теперь ты знаешь о Луне и космических путешествиях.
Слайд Незнайка
Незнайка :Я вижу из окна ракеты множество крохотных ярких огоньков и что-то, похожее на глобус – голубое с белыми, желтыми и зелеными пятнами. Не знаете, что это такое? Остановка
Воспитатель: Что же это такое увидел Незнайка?
Дети: Это звезды и планета Земля.
Слайд Земля
Воспитатель: Кто расскажет, что такое Земля. Земля – это планета Солнечной системы, где есть атмосфера (воздух, и на которой есть вода, жизнь.
Воспитатель: Сколько всего в Солнечной системе планет?
- Каждая планета имеет свой путь, по которому кружится вокруг Солнца. Самая близкая к Солнцу планета –Меркурий (показ слайда).
(показ слайда)
Венера. На небе она сияет ярче всех, имеет плотную облачную атмосферу, состоящую из углекислого газа, спутников нет. Температура до 500*С. На поверхности Венеры есть холмистые равнины, горы, и даже вулкан.
(показ слайда)
Воспитатель: - Кто расскажет о Марсе? (показ слайда)
Дети или воспитатель Поверхность Марса- пустыни, кратеры, горы., Грунт Марса очень богат железом, поэтому она красноватая. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа. Средняя температура планеты -70*С Только вблизи экватора она может иногда подниматься выше 0*С. На планете Марс заметна смена времен года: размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой. Марс имеет два спутника.
(показ слайда)
Воспитатель: -Что вы знаете о Юпитере? (показ слайда)
Самая большая планета Солнечной системы, гигантский быстро вращающийся шар. В его атмосфере расположены длинные слои облаков, из-за которых Юпитер выглядит полосатым.
Воспитатель: - Как называется эта планета? (показ слайда)
Дети: Сатурн. Планету окружают яркие кольца. Считают, что кольца состоят из различных частиц, камней, глыб разных размеров, покрытых льдом, снегом или инеем. Сатурн имеет 17 спутников.
Уран и Нептун- они меньше, чем Сатурн. Они видны лишь в телескоп
Плутон- самая удаленная от Солнца планета. Плутон мало изучен (показ слайда)
Воспитатель: Теперь, Незнайка, ты знаешь и о планетах солнечной системы.
Слайд Незнайка.
Незнайка : Ребята, я что – то проголодался. Ой, а мои булочки взлетели под потолок, а газировка превратилась в блестящие шарики. Мне так хочется кушать.
Воспитатель: Почему же у Незнайки улетели булочки? А газированная вода превратилась в шарики?
Дети: На Орбите Земли, внутри космического корабля все предметы теряют вес, поэтому еда для космонавтов находится в специальных тюбиках.
Слайд Незнайка.
Незнайка : Спасибо, ребята, за информацию. Я узнал много нового. Жду вашу «космическую посылку».До свидания! До связи!
Воспитатель: Что мы положим в космическую посылку? (Обращает внимание на план) Для этого мы с вами должны все стать, астрономами, конструкторами, модельерами и поварами.
Договоритесь, кто из вас кем будет, и займите место за столом.
Астрономы чертят карту солнечной системы, модельеры изготовят скафандры, повара приготовят для Незнайки различную еду: суп, кашу, фруктовое пюре, шоколад…
Конструкторы сконструируют ракету. (из Танграмма)
Воспитатель слушает ответы детей : Проверка выполнения заданий. Что ты приготовил для Незнайки?
Воспитатель показывает коробку, дети складывают в нее рисунки, поделки, затем коробка накрывается покрывалом.
Воспитатель: Посылка отправлена.
Слайд Незнайка.
Незнайка : Внимание! Внимание! (на экране появляется Незнайка). Посылку вашу получил. Ребята, спасибо вам за помощь!
Воспитатель: Итак, расскажите, ребята, как вы помогали Незнайке.? (Дети рассказывают,что они сделали, обращение к плану)
-Что для вас показалось трудным, непонятным?
-О чем бы вы хотели еще узнать?