Галина Бенда
«Как бороться с детской агрессией». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Как бороться с детской агрессией.
Многим взрослым приходилось сталкиваться с теми, кого называли ужасным ребенком. Это драчуны и забияки, непослушные дети, использующие нецензурные выражения, неприличные жесты и т. п. Но далеко не у всех их поведенческая агрессия является чертой характера, то есть агрессивностью. Подобные действия могут быть продиктованы общей неуживчивостью ребенка. Иногда это реакция на притеснения со стороны других детей или взрослых. Тогда, как говорят психологи, имеет место месть угнетателям со стороны угнетённых. Но какой бы ни была причина агрессивного поведения детей, оно вызывает проблемы в детском коллективе.
Публикация «„Как бороться с детской агрессией“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Лучший способ реагирования на агрессивное поведение — это сохранение спокойствия. Если у малыша плохое настроение, и он вымещает его на окружающих, то резкие окрики, угрозы, а тем более физическая расправа никак его не улучшат. Стрессы действительно способствуют накоплению отрицательных эмоций, а разрядка может принять форму агрессивных действий. Ведь не только дети, но и взрослые могут в состоянии раздражения хлопать дверью, бросать свои вещи. Желательно объяснить ребенку, какие формы поведения приемлемы, а какие нет. Самим также следует придерживаться заведенных правил, иначе дошкольник воспримет поучения, как еще одну форму диктата над ним. Вряд ли найдется хотя бы одна семья, которая, решая проблемы воспитания, обходилась без физических наказаний. Речь не идет о жестоком обращении, но пресловутые угол и шлепок - явления широко распространенные. Взрослые прибегают к ним в качестве дисциплинирующих воздействий, средства принуждения ребенка делать то, что положено. Вслед за ними дети тоже прибегают к насилию, как способу достижения собственных целей, только теперь их применяют по отношению к более слабым. Если дети убеждаются в действенности таких приемов, то начинают использовать их все чаще. Так появляется привычка к агрессии, а она может перейти в агрессивность как черту характера.
«Плохие слова” – один из видов проявления агрессии. Слово причиняет боль ничуть не меньшую, чем поступок. Им можно обидеть, унизить, высмеять. Двухлетний ребенок тоже может произносить ругательства, но делает это не осмысленно, не понимая буквального значения сказанной фразы. Дети трех-четырех лет словами выражают свои агрессивные намерения. Укоренившись, такая форма поведения становится привычной. Агрессивность ребенка может выражаться не только словами, но и соответствующими интонациями. Вызывающий тон, например, такой же признак агрессивного настроя, негативного отношения к человеку, как и оскорбительные фразы.
Агрессивность тесно связана с другими чертами - нетерпимостью, эгоизмом, жестокостью. Этот «букет» может встречаться у детей чрезвычайно избалованных, домашних «тиранов», привыкших, что все окружающие беспрекословно подчиняются им, удовлетворяют их желания. Сходное сочетание черт может появиться у детей, чьи родители используют жесткий, авторитарный стиль взаимодействия с другими членами семьи: кричат, требуют неукоснительного выполнения своих указаний, за провинности наказывают, в раздраженном состоянии не стесняются в выражениях. Под воздействием таких методов воспитания дети с мягким характером становятся покорными, боязливыми. У детей же с достаточно сильной нервной системой и развитой волей формируется агрессивность. У дошкольников еще нет возможностей противостоять насилию, и, как результат, появляется агрессия, направленная на других детей, таких же, как они сами.
Причины детской агрессии могут быть чисто ситуативными. Например, плохое самочувствие или переутомление. Если ребенок выспался, хорошо себя чувствует, надел любимый костюм или получил на завтрак любимое блюдо, он может спокойно отреагировать на возникшую провоцирующую ситуацию. Чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они ощущают физический дискомфорт, плохо себя чувствуют или обижены.
Провоцирующим фактором может выступить запрет на физическую активность. Если живой и активный ребенок провел весь день в постоянных запретах и не имел возможности проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, значит, не смог и физически разрядиться. В этом случае агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Нарушенная исследовательская активность ребенка тоже часто выглядит как неспровоцированная детская агрессивность. Совсем маленький ребенок ударит песочной лопаткой сверстника и смотрит с любопытством - что будет? Шлепнет бабушку по щеке ладошкой и смеется…Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы Таким детям что постучать палкой по доске, что по спине соседа - и то, и другое всего лишь объект для исследования. Настоящей агрессивности в них поначалу нет, но когда их поступки встречают естественный отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями совершенно непонятный, то они могут проявлять жестокость, так как морально-нравственный компонент у таких детей неразвит.
Достаточно распространенной является ситуация, когда за агрессивность принимают совсем другое. Наиболее часто за маской агрессии прячется детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет. В этот период ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою физическую автономию от родителей. «Не буду», «не пойду», «не хочу», «я сам» - слышится в этот период практически постоянно. Если на ребенка в это время очень «давить», то есть тащить насильно гулять, кормить, когда он не хочет есть или надевать то, что ему не нравиться, то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за самую настоящую агрессивность. Но это не агрессия, а всего лишь форма сопротивления.
Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения. Неуверенность в себе заставляет воспринимать окружающий мир как агрессора, который в любой момент может его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!
Можно ли помочь ребенку избавиться от агрессивного поведения? Родители должны попытаться понять, что движет ребенком, разобраться в истинных потребностях. Основная ошибка - это подавление агрессивности, которое приводит к накоплению негативных эмоций.. Кстати, если вы наказываете ребенка физически (что очень плохо, не удивляйтесь, если ребенок в приступе агрессии попытается причинить вам боль, - ведь вы сами этому научили!
Требовать от ребенка дошкольного возраста можно только то, что, согласно его возрастным возможностям, он способен выполнить. Здесь нельзя руководствоваться только своими желаниями. Легкие проявления враждебного поведения лучше оставлять без внимания. Тем более не нужно привлекать к этим инцидентам посторонних людей. Заметили у любимого чада проблемы с поведением? Чаще играйте с ним. Это тоже коррекция агрессивности. Только участвовать в игре обязательно нужно искренне. Например, «Футбол с подушкой» : играть можно не только ногами, но и руками, и головой. Игр и занятий такого типа можно придумать очень много. Главное, чтобы все они привели к желаемой цели - агрессия ребенка должна исчезнуть естественным путем. Попробуйте завести в семье такую традицию: один час «тишины» и один час «можно все». Когда родители устали, в доме должен установиться час тишины. В это время ребенок обязан вести себя спокойно. А в час «можно все» разрешается пошуметь и побегать.
Негативные эмоции — это необходимость и норма для человека. Психически здоровый малыш непременно в определенные моменты будет испытывать злость, гнев или обиду. Нельзя запретить ребенку испытывать негативные эмоции, но нужно научить его снимать напряжение социально допустимыми и безопасными способами. Будьте мудрыми родителями, и у вас все получится!