Елена Минаева
Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал. Создание образовательной среды в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая пространственная среда оказывает влияние на формирование личности ребёнка, моделирует содержание его духовного и физического развития, создает эстетический и эмоционально-психологический комфорт в детском саду.
В соответствии с ФГОС ДО создание предметно-развивающей среды, мне как педагогу, удалось обеспечить организацию и умелое использование предметного пространства в процессе воспитания и обучения детей. Предметно-развивающая среда в группе меняется, пополняется в зависимости от возраста детей с учетом периода обучения и реализуемой программы.
Публикация «Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал, Создание образовательной среды в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
Развивающее пространство организовано на основе следующих принципах:
- принцип информативности – использование разнообразия тематики материалов, оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением;
- принцип вариативности – использование разнообразия содержания воспитания, культурных и художественных традиций, климогеографических особенностей для обогащения знаний детей;
- принцип индивидуальной комфортности и доступности – создание и обеспечение эмоционального благополучия, для развития положительного самоощущения каждого ребёнка;
- принцип эстетичности и красочности – создание и оформление в едином стиле, с использованием образовательных направлений;
- принцип интеграции образовательных областей – использование материалов и оборудование для реализации нескольких образовательных областей одновременно;
- принцип безопасности – использование расположения зон и их наполнение с требованиями безопасности;
- принцип педагогической целесообразности - позволяет предусмотреть необходимость о достаточность наполнения предметно-развивающей среды для обеспечения возможности самовыражения воспитанников.
В формировании развивающей среды в своей группе для оптимального использования пространства, проведено гибкое зонирование и размещение центров активности.
Каждая зона, обогащенная игровыми материалами и необходимым оборудованием, несет свое функциональное направление.
«Уголок спорта» - центр двигательной активности в группе
Оснащение центра позволяет играть в подвижные игры, проводить утреннюю гимнастику, стретчинг;
«Игровой уголок» - центр сюжетно-ролевых игр
Оснащение играми «Поликлиника», «Магазин», «Почта», «Кафе-столовая», «Семья», «Ателье», и др., используется для проведения игр в совместной и самостоятельной деятельности с детьми;
Уголок «Здравствуй книжка» - цент детского чтения художественной литературы
Оснащение картотекой портретов писателей, поэтов, иллюстраторов, книгами. Книги вносятся в соответствии с лексической темой недели и после прочтения. В центре копилка детских зарисовок, поделок;
«Уголок занимательной математики» - центр сенсорного развития, логико-мыслительной активности
Оснащение играми математического содержания, наборами магнитных знаков и цифр, геометрическими формами и фигурами, счетными палочками, тематическими альбомами с лабиринтами, ребусами, задачками; книги, журналы математического содержания;
Уголок «Юный исследователь» - центр детского экспериментирования
Оснащен магнитами разной величины, измерительными мерками, лупой, микроскопом, ванночки и колбы (для пересыпания, переливания, крупы (рис, гречка, манка, горох); песок, цветные стекла и др. ;
«Уголок «Мир природы» - центр экологического развития
Оснащен комнатными растениями атрибутами для выращивания и ухода; игры дидактического и познавательного содержания; картотеки «Правила поведения в природе», «Комнатные растения», «Животные леса» и др. ; книги о природе, животных, растениях; дневник наблюдений за погодой, карман с зарисовками наблюдений, иллюстрации о временах года;
Уголок «Механик-строитель» - центр конструктивных и конструкторских игр
Предоставлен игровой набор «Механик (строительных инструментов, крупный и мелкий строитель, наборы машин, автопарковки, автостоянки;
Уголок «Здоровья и безопасности» - центр ОБЖ и здоровья
Оснащен играми, книгами, картотекой правил ОБЖ, ПДД, пожарной безопасности; плакаты о здоровом образе жизни, альбомы на тему «Человек», «Секреты здоровья»;
Уголок «Этикета и этики» - этический центр
Набор картотеки правил этики и этикета;
Уголок «Дорожная азбука» - игровой центр правил ПДД
Уголок правил ПДД – это макет улицы с домами, знаками, машинами, людьми и др., который создан для игровых проблемных ситуаций. Уголок - это наглядный материалистический материал, используемый детьми в игровой деятельности по закреплению правил пешеходов и машин на дорогах.
Уголок «Мы разные, но мы вместе» - центр поликультурного развития
Разработан в нескольких направлениях: «Мы Россияне», «Народы ближнего зарубежья», «Народы мира», «Коренные народы Дальнего Востока». Оснащение уголка: «Флаг, герб России», книги о стране, о народах Дальнего Востока, народах ближнего зарубежья, предметы быта разных народов; куклы в русских народных костюмах, в костюмах народов мира и народов России; символика Дальнего Востока, предметы народного творчества.
Уголок «Полочка красоты» - центр творческой продуктивной активности
Оснащен разными принадлежностями для продуктивной деятельности детей, приобщения к изобразительной, художественной деятельности детей.
Уголок «Мир искусства» - центр театрализованной деятельности и музыкальной направленности
Оснащен разными видами театра (настольный, кукольный, плоскостной, картотекой музыкальных игр и инструментов (шумовые, духовые, струнные, клавишные, костюмы и маски сказочных персонажей и народных героев.
Уголок «Кто дежурный» - центр трудовой активности детей
Использование уголка в целях информирования о трудовых дежурствах по столовой, в уголке природы, занятиям, оснащен фотографиями детей.
Предметно-развивающая среда в группе обновляется постоянно - новыми играми, книгами, пособиями. атрибутами для проявления интереса детей. Зонирование группы дает возможность ребятам заняться любимым делом, игровой деятельностью, т. е. реализовывать свой потенциал по потребностям, настроению, по признакам самовыражения.