Наталья Юферова
План организации коммуникативных игр в старшей группе
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг друга. Формирование коммуникативности -важное условие нормального психологического развития ребёнка.
Организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения некоторых условий: умения принимать детей такими, какие они есть, учитывать индивидуальность каждого маленького человека, желание играть вместе с детьми, принять любой выбор ребёнка, а также способности к импровизации в зависимости от обстоятельств, доброжелательного отношения к воспитанникам.
Публикация «План организации коммуникативных игр в старшей группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Существуют разные виды коммуникативных игр :
-игры приветственные;
-игры с выбором;
-игры с именами;
-игры в парах;
-игры-упражнения по психогимнастике;
-координационно-подвижные речевые игры;
-ритмические игры;
-поцелуйные игры;
-тактильные игры;
-игровой массаж ;
-хороводные игры;
-подвижные игры;
-пальчиковые игры;
-игры с музыкальными инструментами;
-игры на внимание;
-игры-повторялки;
-игры на расслабление.
Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы при работе с детьми, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досуговой деятельности.
Так чему же учат коммуникативные игры? Оказывается, они снимают телесные зажимы, помогают адаптироваться к условиям детского сада, способствуют эмоциональной разрядке, развивают воображение, мимику, жесты, активизируют внимание, учат соблюдать правила, знакомят с чувствами и учат их распознавать, развивают социальные навыки, например, позволяют ребёнку самостоятельно найти через игру способ решения конфликтных ситуаций, что очень актуально в наше время. Учат распознавать эмоциональные переживания окружающих и собственные чувства. Такие игры воспитывают положительное отношение к себе и другим людям.
Коммуникативные игры.
ОКТЯБРЬ
"Нос к носу".
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.
«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.
"Вежливые слова".
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).
НОЯБРЬ
"Пресс-конференция".
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Содержание. Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему ( например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопрос.
"Замри".
Цель: игра на развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам.
Содержание: Дети прыгают в такт музыки (ноги вместе – в стороны, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бёдрам) Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, в которой их застала пауза. Если кому-то из участников не удалось, он выбывает из игры. Играют до тех пор, пока останется лишь один участник.
ДЕКАБРЬ
"Радио"
Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.
Содержание: Дети садятся в круг. Ведущий садится спиной к группе и объявляет : «Внимание, внимание! Потерялся ребёнок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников - цвет волос, глаз, рост, одежду.) пусть он подойдёт к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идёт речь, и назвать имя этого ребёнка. В роли диктора радио может побыть каждый желающий.
"Цифры"
Цель: игра направлена на развитие чувства единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Содержание: Дети свободно двигаются под весёлую музыку в разных направлениях. Ведущий громко называет цифру, дети должны объединится между собой, соответственно названной цифре: 2 - парами, 3 - тройками, 4 -четвёрками. В конце игры ведущий произносит: «Все!». Дети встают в общий круг и берутся за руки.
ЯНВАРЬ
"Передай сигнал"
Цель: игра для преодоления защитных барьеров, отгораживающих сверстников друг от друга.
Содержание: Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребёнку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево и вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придёт снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие-общение без слов.
"Комплименты"
Цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Содержание: Правило не повторяться. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются и передают фонарик (сердечко, солнышко, цветок) из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно».
ФЕВРАЛЬ
"Собери чемодан"
Цель: развивать слуховое восприятие и память, проявлять внимание к собеседнику.
Содержание. Участники садятся на пол или на стульчики, образуя круг.
Воспитатель говорит:
- Представьте себе, что мы отправляемся в путешествие. Давайте собирать чемодан. Подумайте, что можно взять с собой в дорогу. Первый «путешественник» называет предмет, который он возьмет с собой, второй повторяет то, что сказал первый, а затем называет свой предмет. Третий припоминает, что взял второй «путешественник» и добавляет свой предмет и так далее. Помните, что повторяться нельзя.
"Интервью"
Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.
Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)
Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».
Педагог говорит:
- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Город, в котором я живу».
Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?
Педагог выступает в роли наблюдателя.
Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.
Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.
МАРТ
"Диалоги"
Цель: умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами.
Содержание. Участники разбиваются на пары.
Воспитатель предлагает каждой паре побеседовать на тему «Мое любимое время года» («Лучший день» «День рождения» и др.) и запомнить, о чем рассказал партнер.
В течение 3 -5 минут участники общаются.
Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети меняются парами. Им дается второе задание –рассказать друг другу то, что услышали от предыдущих собеседников.
"Доброе животное"
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Содержание. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
АПРЕЛЬ
"Дракон кусает свой хвост"
Цель: сплочение группы.
Содержание. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракону, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.
"Визитка"
Цель: развитие умение представлять себя, оформлять в речи свои мысли, повышение самооценки и самопринятие.
Содержание. Педагог предлагает всем детям по очереди рассказать рассказ о себе (представиться, рассказать о себе и своей семье, что любит делать ребенок, любимые блюда, мультфильмы и т. д.). Педагог может по ходу задавать наводящие вопросы, но при этом следить за полнотой высказывания.