Татьяна Смирных
Кабинет учителя-дефектолога в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ
Работая на группе с детьми с ЗПР, одним из важнейших условий для меня встал вопрос о совершенствовании коррекционно-развивающей среды для детей. Развивающая среда и процесс развития ребенка – единая система, элементы которой находятся в постоянном взаимодействии. Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, учитывала такие потребности как: в общении, в движении, в познании.
Темочки:
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа дефектолога
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Коррекционно-развивающая среда – это специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и направлено на развитие личности ребенка.
Совершенствуя КРС поставила основные задачи:
1. Индивидуализировать и дифференцировать методы, приемы и средства в условиях целенаправленного педагогического руководства образовательным процессом;
2. Ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития;
3. Учитывать социальную компенсацию дефекта;
4. Коррекция и преодоление отклонений в поведении.
Соблюдала условия организации коррекционно-развивающей среды:
Для организации коррекционной работы с учётом ФГОС необходимо было создать такую коррекционно-развивающую среду, которая позволяла бы на ограниченном пространстве кабинета и групповых помещений реализовать поставленные задачи.
Поэтому при создании коррекционно-развивающей среды я опиралась на необходимые условия организации, учитывала :
возраст, уровень развития, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.
Учитывала общие принципы организации среды:
1. - принцип доступности, расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка и т. д.
2. - полифункциональность, возможность трансформирования, возможность её изменения. В интерьере выделятся определенные многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
3.- эстетичность - эстетически оформленная среда, способствует эстетическому воспитанию детей в быту.
4. - эмоциогенность среды, индивидуальная комфортность – создает чувство комфорта. Среда побуждает детей взаимодействовать с её различными
элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение дает детям разнообразные и меняющиеся впечатления, содержит стимулы, что важно для развития познавательной активности детей; (описание пособий)
5.- интеграции - интеграция образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей (описание пособий)
6.- информативности - разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением (описание пособий)
7. Принцип развития Взаимосвязь и целостность всех сторон личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Сейчас, я с уверенностью могу сказать, что коррекционно-развивающая среда является не просто оформлением моего кабинета, а служит и работает на меня, помогает не только мне, но и моим детям, как на занятиях, так в самостоятельной деятельности. КРС выступает в роли движущей силы, реализует право ребенка на свободу выбора деятельности, стимулирует разные виды активности, повышает познавательный интерес детей, создает благоприятный психологический климат, является подсказкой для закрепления и компенсации, имеющихся у них ограничений, способствует достижению более высоких результатов.
Но сколько бы мы, ни обсуждали важность создания коррекционно - развивающей среды, следует помнить: посредником должен быть педагог.
От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.