Капиталина Заровняева
Кабинет национальной культуры «Балаган»
▼ Скачать + Заказать документы
Кабинет национальной культуры «Балаган»
В нашем детском саду воспитание и обучение ведется на основе типовой программы Российской Федерации, с учетом национальных, региональных природно-климатических особенностей, экологической и народно-хозяйственной характеристики района. Основополагающую роль в воспитательно-образовательной работе имеет «Национальная концепция возрождения национальных школ дошкольных учреждений РС (Я)» под редакцией Жиркова Е. П., доктора педагогических наук, профессора.
Публикация «Кабинет национальной культуры „Балаган“» размещена в разделах
Фольклорные кружки ведутся в кабинете-балаган. В таких балаганах когда-то жили наши предки. Кабинет-балаган создан с помощью родителей, и весь интерьер составляют подлинные национальные предметы, утвари, посуды. Здесь дети с удовольствием знакомятся с традициями, бытом, фольклором своего народа. Балаган красиво оформлен, украшен в национальном стиле.
Мы считаем, что дети должны воспитываться в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры. Национальные якутские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями. Содержание этих игр обогащает нравственные представления детей. Нравственное воспитание является важной стороной работы фольклорного кружка. Только приобщая детей с малых лет к истокам национальной культуры, к традициям, нравам родного народа можно в современных условиях воспитывать всесторонне развитую, нравственную здоровую личность. Наши предки издавна славятся добротой, человечностью, мудростью ума, преданностью к своей земле, к отчизне. Все эти нравственные качества прививаются в процессе каждодневной деятельности детей.
Перед входом в кабинет-балаган дети обязательно с удовольствием выполняют ритуал очищения. В балагане стоят якутские круглые столы с тальниковыми табуретами, где дети с удовольствием играют в якутские национальные настольные игры : тыксаан, хаамыска (камешки, тырыынка, хабылык, дугда, куугунэй (жужжалка).
В своей работе мы используем устное народное творчество, тающий в себе огромный познавательный и воспитательный материал для ребенка. Для малышей доступны сказки о животных, считалочки, игровые и бытовые песни. Старшим дошкольникам доступны почти все жанры народного фольклора – бытовые сказки, народные песни, танцы «Осуохай», предания и легенды, героический эпос – олонхо. Скороговорки (чабыр5ах, пословицы, поговорки, загадки входят в жизнь ребенка с малых лет. Постоянное обращение к якутскому фольклору делает речь детей богаче.
Дети любят петь народные песни, слушать народную песню – тойук в исполнении народных певцов, по желанию учатся петь. Тойук – красивая древняя песня, которую творит народ. Все обряды сопровождаются тойуком. Гордостью детского сада всегда были и будут ансамбль хомусистов и ансамбль народных инструментов. Особенно нравятся нашим воспитанникам играть на якутском народном инструменте – хомусе.
Мы стараемся применять якутские народные традиции в повседневной жизни детского сада. На занятиях, развлечениях, даже по утрам ребят встречают персонажи якутских сказок: Сээркээн Сэьэн (рассказчик, Еней Бетуук (петушок, бабушка Бэйбэрикээн. Каждый месяц проводятся развлечения, где малыши, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники, ритуалы и обряды охоты. Дети ближе знакомятся с ритуалами охоты, учатся традициям бережного отношения к родной природе. Интересно проходят вечера сказок, олонхо, «Танха» («День загадывания», «Баай Байанай» («Дух добычи», развлечения «Проводы на летник», «Ысыах» вместе с родителями. Тут же идет обмен педагогическими секретами семей. Родители вместе с детьми учатся забытым национальным ценностям.
Отмечено, что в результате целенаправленной работы кабинете-балагане у детей появился интерес к изучению культуры быта, обычаев и традиций своего народа. Воспитанники нашего центра развития практически ежегодно становятся победителями улусных и республиканских фольклорных конкурсов-смотров, выставок.