Прахова Юлия Андреевна
К вопросу о художественно-эстетическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
К вопросу о художественно-эстетическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Анотация
Каждый человек талантлив. Но успех его зависит во многом от того, насколько вовремя этот талант будет выявлен и получит ли человек шанс на его использование. Это отмечается в Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждено Президентом РФ от 03.04.2012г.)
Публикация «К вопросу о художественно-эстетическом развитии дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Статья посвящена теме развития творческих способностей у младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредствам нетрадиционных техник аппликации. Творческая деятельность дает возможность ребенку исследовать, экспериментировать и выражать свои чувства. Особое значение имеет взаимосвязь занятий с игрой, поэтому целесообразно вводить игровые ситуации, приемы, беседы от лица персонажа. Важно, чтобы занятия проходили в живой, радостной, эмоциональной атмосфере, что помогает педагогу поддерживать интерес к данному виду деятельности. Творческая деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья это прежде всего сотворчество с педагогом, так как дает возможность воспринимать занятие с разных сторон: незаконченное и окончательное, которое получилось благодаря их совместному участию.
Использование нетрадиционных техник на занятиях по аппликации способствует не только развитию творческого воображения, но и снимает утомление, негативные эмоциональные состояния, помогает в преодолении страхов, а также повышает адаптационные способности ребенка.
Согласность ФГОС, основные задачи обучения детей –этот сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие егоза способностей, творческого потенциала и эстетических качество. В условиях реализации ФГОС учитываться приоритет развинтиться современного образования, ориентируясь над различные нетрадиционные подходный с применением новейших технологичный, обеспечивающих творческое развитие ребенка, необходимость модернизирование образования.
Исследования доказывают, что именно в дошкольном возрасте закладывается развитие творческих способностей, таланта ребенка. Это проявляется в различных видах его творчества. В дошкольном возрасте и в младшем школьном интенсивно формируются художественно-творческие способности детей, раскрывается мира искусства, происходит приобщение к культурным человеческим ценностям. Наиболее благоприятным для развинтиться творческих способностей считается возрасти от 3-х до 7 лет. Именно в этом возрасте ребенок может познать все виды художественно-творческой деятельности : аппликация, рисование, лепка, танцы, музыка, пение. В это время проявляется замысел его способностей и претворение в жизнь, в деятельность, умение сочетать и комбинировать свои знания, впечатления, эмоции и передавать их в изображаемых образах.
Аппликация широко используется в творческой деятельности детей, практически, в любом возрасте. Этот вид отлично подходит для гармоничного и всестороннего развития ребенка. Аппликация оказывает положительное влияние на такие процессы детского развития, как:
• Формирован ие художественных и графических навыков;
• Стимуляция развития творческих способностей и воображения;
• Развитие художественного вкуса;
• Сенсорная стимуляция;
• Формирование знаний о мировой художественной культуре;
• Развитие мелкой мотор ики.
Уже начиная с возраста 2-3 лет, можно начинать приобщать ребенка к аппликации. Этот возраст, когда ребенок стремится сделаться все, к чему его привлекают, он и активны и с радостью участвуют в различных действиях, творческих занятиях. Для этого периода ребенок вполне может сам осознавать (с учетом помощи и поддержки взрослого) следующие качества:
Осознавать знания о материалах, необходимых для занятия аппликацией: клей, кисточка, бумага и т. п. ;
Проявлять интерес к занятиям с бумагой;
Проявлять активную реакцию на предложен ие педагога или взрослого принять участие в создании аппликации;
Проявлять стремление самостоятельно осуществлять действия по созданию поделки. Испытывать радость и положительные эмоции от созданного изображения, узнавать работу.
Дошкольники вполне могут выполнять аппликации различных параметров: полуобъемные, «мозаичные». В этом им помогает, помимо практических навыков выполнения аппликаций, элементарные знания явлений окружающего мира. Эти работы могут содержать элементы цветов, фруктов, веточек, листочков и т. п. Как правило, аппликация предполагает использование цветной бумаги различной фактур ы. Сделанная ребенком такая работа порадует не только ребенка, но и взрослого. А значит, ребенок получит похвалу, восхищение, много позитивных эмоций, что мотивирует его на дальнейший интерес и занятия аппликацией.
Взрослея, ребенок не перестает испытываться эмоции и желание заниматься этим видом деятельности. Старшие дошкольники овладевают многими практическими навыками. Все эти навыки в дальнейшем будут полезны для выполнен ия самых разнообразных работ, умственных нагрузок, наблюдений, рассуждений, обучения по различным предметным направлениям. В любом случае, занятие аппликацией подразумевает знакомство с предметами, требует от ребенка усвоения знаний об их свойствах, качестве, форме, величине, положении в пространстве. Детям необходимо учиться сравнивать предметы, называть их формы, видеть сходства и различия. Работа с бумагой пр и аппликации развивают у детей сенсорное восприятие: развертывание, разрезание, обрывание, складывание, сгибание, наклеивание и т. п.
Исходя из всего сказанного, я сделала вывод, что художествен ная деятельность по аппликации позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования интеллектуального развития ребенка.