Таня Бакшаева
К проблеме воспитания культуры межнационального общения у младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Начало XXI в. характеризуются новыми социокультурными условиями мирового развития. Резко расширились условия взаимосвязи и взаимозависимости, как людей, так и государств, что выражается в процессах формировaния планетарного информационного пространства, мирового рынка капиталов, товаров и рабочей силы, в интернационализации проблем техногенного воздействия на природную среду, межэтнических и межконфессиональных конфликтов и безопасности. Прогрессивной частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода к этническим проблемам.
Публикация «К проблеме воспитания культуры межнационального общения у младших школьников» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Начальная школа. 1-4 классы
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Проблеме воспитания культуры межнационального общения посвящены работы З. Т. Гасанова, А. Н. Жолудова, Т. Ю. Бурмистровой, Л. Н. Гумилёва, Л. Н. Коган, Л. З. Немировской, И. И. Серовой, К. И. Султанбаевой, Г. Н. Волковым, Р. Т. Гардановым, В. Г. Крысько, B.C. Мухиной, М. Г. Тайчинова и др. Авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале подчеркивают важность проблемы формирования культуры межнационального общения на современном этапе.
Культура межнационального общения – совокупность специальных знаний, умений, качеств личности, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [2].
Культура межнационального общения в младшем школьном возрасте представляет собой совокупность специальных знаний, умений и адекватных им поступков и действий детей, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей [3].
Она зависит от: понимания и осознания своей принадлежности к определённой этнической общности; знаний детей об истории и культуре своего этноса и других национальностей, знаний детей о нормах и правилах взаимодействия с представителями других национальностей; от убеждений и оценочных суждений по отношению к другим национальностям; от желания освоения родной культуры и культуры других этносов.
Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения в условиях школы необходимы применение и изучение четких параметров ее проявления.
В качестве показателей культуры межнационального взаимодействия Р. И. Кусарбаев предлагает выделить признаки, сгруппированные по характеру их проявления. Так, автор выделяет две группы признаков: «внешние признаки» и внутренние [1].
Внешние признаки: интерес к культуре, истории, литературе, науке другого народа; потребность в освоении языка, истории, литературы, культуры, науки другого народа; развитие отношений с людьми другой национальности.
К внутренним признакам Р. С. Кусарбаев относит: признаки потребностно-отношенческого характера: уважение к многонациональному народу России и любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств; признаки этического характера: проявление тактичности, чуткости к человеку; готовность сопереживать, понимать состояния, желания людей, их намерения; формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, мелкие неурядицы; признаки деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность с детьми другой национальности, умение оценить успехи детей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости.
С помощью приведённых показателей можно проследить динамку развития культуры межнационального взаимодействия, а также выбрать, в зависимости от уровня, индивидуальный алгоритм работы. Предложенные автором критерии культуры межнационального общения вполне подходят для изучения в разные периоды развития личности, в том числе и в младшем школьном возрасте.
Для обеспечения достижения положительных результатов по формированию культуры межнационального общения у младших школьников необходимо комплексное сопровождение методов и форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности.
Список литературы:
1. Кусарбаев, Р. И. Культура межнационального взаимодействия в социокультурной среде высшего учебного заведения России. Alma mater (Вестник высшей школы). - № 3. - 2017. С. 98-102.
2. Плеханова Е. М., Лобанова О. Б., Казакова Т. В. Формирование культуры межнационального общения младших школьников // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 4. – С. 128-140;
3. Феоктистов И. Е. Воспитание культуры межнационального общения младших школьников // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 54.