Елисеева Валерия
К проблеме формирования этнокультурной компетентности в художественно-эстетическом развитии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Этнокультурная компетенция, по определению Морозовой И. А., - это признание мультикультурализма, обладание глубокими знаниями об этнических общностях и их культуре, осознание их различия [5, с. 51].
Как писала Богамолова М. И, дошкольный возраст – короткий, но важный период становления полноценной личности. В данное время дошкольник получает первые и начальные знания об окружающей среде и жизни вообще. У ребенка формируются в данном возрасте позитивное или негативное отношение к людям, к труду, начинают зарождаться навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Публикация «К проблеме формирования этнокультурной компетентности в художественно-эстетическом развитии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В настоящее время в нашей стране произошли коренные изменения в обществе и, как подчеркивают многие ученые, повысился интерес людей к национальным особенностям своей страны, народа, нации, народности; к корням культуры, древних преданий и поверий. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями. В истории бывает один раз, поэтому задача современников – использовать накопленный предыдущими поколениями опыт, но повторить и в точности его возродить нельзя [3, с. 125].
Одним из главных показателей становление личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Зацепина М. Б. писала, о том что эстетическое развитие включает в себя две составляющих: первое – формирование эстетического отношения к миру в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности. В специальной организованной художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируется основы эстетического сознания, художественно вкуса.
Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных способностей к изобразительной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видов деятельности, а так же развитии на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня [4, с. 3].
Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существует пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создание педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивают чувства прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалом.
Художественно - эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.
Сегодня в дошкольной педагогике уже делаются шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально-воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев.
Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающей большой силы эмоционального воздействия, позволяющий комплексно подойти проблеме освоение детьми различных видов искусств. [2].
Культурный опыт былых эпох продолжается жить в культуре более позднего времени в совершенно преобразованном виде, а подчас и с современном смыслом. Именно поэтому считается, что при знакомстве детей с традициями, обычаями праздничной культуры необходимо помнить, что старое и новое находятся во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того, чтобы воспитывать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству человека.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст. 27, ст. 64) источник- zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
3. Богомолова М. И. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. М. : Флинта, 2011. 176 с.
4. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. / под ред. Т. С. Коморовой. – М. : Мозайка-Синтез, 2005. – 152 с.
5. Морозов И. А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения [Текст] / И. А. Морозов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 49-52.
6. Энциклопедический словарь. Электронный ресурс / https://www.вокабула. рф/словари/этнопсихологический-словарь /этнокультурная- компетентность