Снежанна Мещерякова
Малыш идет в детский сад
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша : физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Поэтому, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.
Публикация «Малыш идет в детский сад» размещена в разделах
Чтобы определить перечень задач, нужно дать определение адаптации. Это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Очень важной задачей в период адаптации является создание и поддержание такой атмосферы, в которой ребенок чувствует, что его любят, принимают таким, каков он есть. Малыш должен быть уверен, что с ним рядом внимательные и заботливые взрослые. Важными становятся задачи:
-проявить интерес и уважительное отношение ко всему, что происходит с ребенком;
-четко определить границы и нормы поведения;
-искать способы установления контакта с ребенком
Новый жизненный опыт поможет включиться в новые социальные отношения, адаптироваться к изменившимся условиям, но этот опыт может привести и к негативным последствиям, которые породят высокую тревожность. Малыш переживает комплекс чувств: страх, горе, беспомощность.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
легкая адаптация- обычно он длится не более 15 дней. Ребенок весел, активен, адекватно ведет себя в коллективе;
адаптация средней тяжести- длится около месяца, есть признаки психического стресса;
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок болеет, теряет в весе, происходит физическое так и психическое истощение организма. Поэтому возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его индивидуальностью к общим условиям. Важно донести до родителей, как важно -дать детям выразить свое горе,понять, что слезы- это неестественный процесс, что они травмируют ребенка. В период привыкания необходима теплая атмосфера и поддержка. Эффективным решением проблемы может стать сотрудничество с родителями.
Снижение напряжения способствует знакомство родителей с особенностями течения адаптационного процесса. Для этого проводятся с родителями анкетирование, беседы. В раздевалке есть консультации, буклеты, памятки, как помочь ребенку в его сложный период жизни. Сделан альбом «Давайте знакомиться», в котором рассказываем о всех сотрудниках, которые работают с детьми. Альбом могут родители забрать домой и ребенок заочно может познакомиться с детским садом, сотрудниками, это облегчит период адаптации. Другим видом работы являются сетевые сообщества, которые помогли сделать максимально открытой информационную среду ДОО, «приблизить» ее к родителям, ненавязчиво организовать процесс их педагогического просвещения, а также своевременно реагировать на родительские и общественные запросы. Предлагаем родителям мастер-классы, как интересно можно провести время с ребенком дома; обмениваемся информацией.
Важно провести «Праздник знакомства». Первый день пребывания в детском саду должен стать незабываемым. Детей и их родителей встречают оба воспитателя, которые знакомят их с группой, проводят разнообразные игры: «Давайте познакомимся!», «Раздувайся, пузырь!», «Лови-лови!», «Чей голосок?», «Расскажи стихи руками»; «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Как пройти?». Знакомство с окружающим, организуется в форме развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и выполнения определенных условий, таких как:
-добросовестность участия в игре;
- эмоциональным общением с детьми;
-многократное повторение игр;
-специальный наглядный материал;
-запрет на оценку действий ребенка.
Но каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет ребенку лучше, чем его родители. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!