Иванова Олеся
Языковой портрет современного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Первой и главной причиной отставаний в речевом развитии является недостаточное общение ребёнка со своими родителями. В последнее время многие родители в виду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Главным источником впечатлений (в том числе и речевых) становится для детей телевизор. Молчаливое состояние семьи в повседневной жизни и перед экраном телевизора имеет драматические последствия для овладения речью маленьким ребенком. Уже давно бьют тревогу врачи, которые в силу своей профессии имеют дело с нарушением речи и слуха в детском возрасте. Уже в середине 90-х годов немецкий врач Манфред Хайнеманн, при помощи новых методов обследования наткнулся на неожиданно большое количество детей трех с половиной, четырех лет, нуждающихся в лечении. В среднем, у 25 % детей было обнаружено нарушение развития речи. Сегодня в среднем каждый четвёртый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования или от принадлежности родителей к определенным социальным слоям.
Темочки:
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка.
Задачи развития речи:
- приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, упрощенных слов;
- расширять активный словарь;
- формировать грамматический строй речи:
- развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
Для формирования речи важное значение имеет развитие ориентировки в окружающем пространстве. Следует развивать у детей способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также, знакомить их с трудовыми действиями взрослых. В результате будет развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функция общения и обобщения.
Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой, это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. Взрослый в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета.
Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях, на тех занятиях, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т. д., а также в повседневной жизни: в режимные моменты, в самостоятельной игре.
«На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное её рассматривал кто-то из детей? Ты не отобрал эту книгу, а попросил? Скажи, как ты это сделал».
Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует использовать в сочетании с другими знакомыми словами. («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как взрослый познакомил детей с новой игрушкой, многократно произнес ее название, можно дать детям для игры.
Эффективным средством развития речи являются картинки. Детям показывают одну картинку привлекаем внимание к изображению: «Ребятки, посмотрите, вот собачка. Собачка лает: ав-ав. Покажи где собачка.» Можно организовать прятание картинки. Для того чтобы его закрепить, вызвать узнавание изображения, проводят занятие с двумя картинками. Сначала многократно показывают и называют одну картинку, потом вторую. Потом показывают сразу две вместе. Если малыши научились правильно показывать изображение по названию и по внешнему виду, постепенно добавляют новые. На следующем этапе детей учат показывать «Где кошка? Где собачка? Где петушок?», находить «Найди куклу, найди собачку», находить и подавать картинку с изображением: «Дай мишку. Дай кошечку». Количество картинок на одном занятии увеличивается до 6-8 и более.
Вводятся картинки, на которых знакомые предметы, (живые объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий. Дети будут слышать в речи взрослого двухсловные и трехсловные предложения и подражать им: «Посмотрите, вот девочка сидит. А эта девочка спит в кроватке. Кошка лакает молоко». На повторных занятиях при показе уже знакомых изображений следует задавать вопросы: «Таня, что на этой картинке? Что делает кукла?»
Постепенно задачи на занятиях с предметными картинками усложняются. У детей формируется представления о величине, цвете различных состояниях: собачка большая и маленькая; кубики красные и желтые; девочка бежит, упала, плачет. Во второй половине третьего года занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок нужно объяснять основной смысл изображенного, раскрывать сюжет. На первых занятиях говорит сам взрослый: «Ребятки, посмотрите на картинку и послушайте, что я вам расскажу». Далее он рассказывает, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают, каково их состояние, какие взаимоотношения существуют между ними (Девочка заботится о собачке, кошечке; собачка радостно встречает мальчика и т. д.). При повторном рассматривании одной и той же картинки, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предложить детям: «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Это кто? Правильно это мальчик и девочка. Что они делают? Что делает мальчик? Что делает девочка?».
На занятиях могут предъявляться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, и сюжетные. Важно направлять внимание ребенка на детальное рассмотрение изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова вслед за взрослым, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Необходимо внимательно следить за речью детей: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.
Важными являются приемы договаривания слов (взрослый читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; взрослый вовремя помогает ему). Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи детей.
С детьми мы расширяем речь, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. У детей высокая общая речевая активность: они повторяют то, что слышат воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисовании, конструировании). Возникает описательная речь, речь-монолог, появление которой связано с ростом самостоятельности ребёнка, расширением круга его представлений. В этот период дети начинают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о развитии мышления, а именно обобщения и умозаключения, увеличивается познавательная активность. Важным достижением в развитии речи детей данного возраста является словотворчество. За полгода у детей наблюдается положительная речевая динамика. Но у четырех детей есть отклонения в речи они не говорят, как токовых диагнозов в медицинской карте нет. Мне кажется связано это с нехваткой общения со взрослыми, а именно с родителями. Родителю удобно посадить ребенка к телевизору и заняться своими делами. По данной проблеме проводится работа с родителями, а именно беседы, консультации с психологом, логопедом, предоставляются памятки для родителей.
Литература
1. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логтнова, А. И. Максаков, М. И. Попова; Под ред. Ф. А. Сахина. – 3-е изд., испр. И доп. – М. : Просвещение, 1984. - 223 с.