Ирина Дёшина
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Ярмарка (путешествие в историю России)»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1 Обучающие: ,расширить представления детей о символах России, познакомить с понятием неофициальные символы России (социализация, расширить словарный запас, совершенствовать лексико—грамматический строй речи, закрепить знания детей о природе России, о народных умельцах, о русских народных инструментах (познание).
Публикация «Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Ярмарка (путешествие в историю России)“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2013
2 Развивающие:--развивать творческие способности детей, их образные движения посредством игры (хоровод, народные игры, частушки, высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение) (коммуникация, музыка, физическая культура).Формировать у детей интерес к художественным произведениям русских мастеров. Развивать чувство цвета,эстетическое восприятие. (художественное творчество).
3 Воспитательные: -- воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно—прикладному искусству (познание,воспитывать навык свободного общения в процессе продуктивной и познавательно—исследовательской деятельности (коммуникация, художественное творчество, воспитывать интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну, бережное отношение к продуктам своего и чужого творческого труда, чуткое отношение к друг другу и окружающему миру (познание, социализация, коммуникация).
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, музыка, коммуникация, физическая культура.
Предварительная работа:
1 Беседа о народных промыслах России.
2 Рассматривание альбомов «Хохлома», «Гжель», «Дымково».
3 Слушание русских народных песен «Калина», «Ярмарка»,
«Веснянка».
4 Заучивание русских народных песенок, потешек, считалок.
5 Лепка изделий из соленого теста на тему:» Дымковские игрушки.»
6 Рассматривание альбома «Родина моя»
7 Беседа «Путешествие в прошлое моей страны»
8 Разучивание русских народных игр.
9 Видео экскурсия «На выставке народных мастеров»
Оборудование:
1. Глобус
2. Флаг и герб России.
3. Импровизированная ярмарка.
4. Костюмы скоморохов, коробейников.
5. Посуда хохлома, гжель,матрешки, игрушки.
6. Короб с товарами: ленты, бусы, сладости.
7. Атрибуты к играм «Карусель», «Леший».
8. Музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, ложки, гусли, дудки.
9. Запись русских народных песен.
10. Сарафаны, расписанные под хохлому и гжель.
11 Запись гимна
12 Видеозапись выступления ансамбля «Калинка»
13 Видеозапись «Страна моя родная»
В группе на столе стоит глобус, на доске-- флаг и герб России.
Воспитатель: - Ребята, на какой планете мы с вами живем? (Земля)
Что это такое? (глобус-- макет нашей планеты)
Что изображено на нем? (страны, моря, леса, пустыни)
Воспитатель: - Много стран на планете Земля. Каждая имеет свои символы, историю, традиции, людей, прославивших ее. Как и у человека у страны есть имя.
Как называется наша страна (Россия) - А мы, живущие в ней (россияне).
Россия страна большая красивая в ней есть леса,поля, реки, горы.
Послушайте стихотворение. Н. Зыбина. «Наша Родина»
Как велика моя земля.
Как широки ее просторы.
Озера, реки и поля.
Леса и степь и горы.
Раскинулась моя страна от
Севера до юга,
Когда в одном краю весна,
В другом бушует вьюга.
Воспитатель: - Наша Родина большое и красивое государство.
- У любого государства есть отличительные знаки, символы.
- Что это за символы? (флаг, герб, гимн)
- Поговорим о флаге. Какие цвета есть на нашем флаге и как они расположены? (белый, синий, красный)
- Что означает белый цвет? Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
- Синий цвет-- это вера, верность, народ любит свою страну, защищает ее.
- Красный цвет-- это цвет крови людей, пролитой за нашу Родину.
Воспитатель: - Как вы думаете, что такое гимн и когда он звучит (в записи звучит гимн России)
Гимн - это главная песня страны звучит он в торжественных случаях, например, при награждении спортсменов.
Воспитатель: - Почему вы встали, слушая гимн? (знак уважения и любви к своей стране, ее законам и традициям)
Воспитатель : - Для многих людей Россия - это широкие просторы, голубые васильки, белоствольные березки, мудрые народные сказки, разудалые песни. Кроме официальных символов России, есть еще и неофициальные, то есть то,чего нет ни в одной стране мира. Например, нигде в мире нет березовых рощ.
Представьте, что мы с вами находимся в березовой роще.
Давайте поиграем в игру «Скажи какая» (подбор слов-признаков, «березка» какая? – белоствольная, стройная, кудрявая, красивая, высокая и т. д.)
Есть очень красивые стихотворения о русской березке. Вот одно из них.
Стихотворение «Березка» С. Васильевой
(читает ребенок)
На лесной стоят опушке, ветки в косы заплели.
В белых платьицах подружки, из русской выросли земли.
В мае россыпью сережек их украсится наряд,
Много, исходив дорожек - я всегда березкам рад.
Воспитатель: - Раньше на Руси наши предки очень любили водить хороводы и петь песни. Давайте посмотрим, как это делали. (включается видеозапись выступления русского народного хора песни и пляски «Калинка» : звучит песня «Ой, березка кудрявая», сопровождаемая танцевальными движениями)
Давайте и мы с вами попробуем. Хоровод «Березонька».
Береза моя березонька.
Береза моя белая.
Береза моя кудрявая.
Стоишь ты березонька посередь долинушки.
На тебе березонька листья зеленые.
Под тобой березонька травушка шелковая.
Воспитатель: - А чего еще нет ни в одной стране мира?
(нет изделий русских умельцев)
- А какие изделия вы знаете? И где их делают?
Хохломская посуда - Нижний Новгород
Дымковские игрушки - Дымково
Жостовские подносы - Жостово
Оренбургские платки - Оренбург
Вологодские кружева - Вологда
Русские матрешки - Дымково, Филимоново
Гжельская посуда - село Гжель
Воспитатель: - Раньше на Руси не было магазинов. Где же все это можно было купить? Оказывается на ярмарке.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары, продаются самовары.
Сласти, ленты, погремушки и отменные игрушки.
- Посмотрите, мы очутились на ярмарке. А вы знаете, что такое ярмарка?
(это шумный рынок, на котором продают товары и изделия, сделанные своими руками) - Давайте погуляем по ярмарке, на людей посмотрим и себя покажем.
Воспитатель и дети подходят к импровизированной ярмарке. ( звучат в записи русские народные песни :»Ой, вы, сени, мои, сени»,»Лапти», «Мороз, мороз» и др.) Выходят скоморохи.
1 скоморох. К нам сюда скорее просим.
Подходи честной народ.
Веселиться начинаем,.
Всех нас ярмарка зовет.
Подходите граждане.
Угодим каждому.
Подходи, приценяйся, покупай не стесняйся!
Подходи народ сюда и давай знакомиться.
Пусть на долгие года этот день запомниться.
2 скоморох. Сообщим, пока не поздно, мы условие одно.
Сегодня быть серьезным у нас запрещено,
А также запрещается здесь хныкать и хандрить.
И строго воспрещается зевать,пищать и ныть.
Не теряйте ни минуты, смейтесь весело до слез.
В каждой шутке-- только шутки, остальная часть всерьез!
Воспитатель: - Что же интересного продают на вашей ярмарке? И где продавцы?
Выходят коробейники:. Товар на ярмарке продают коробейники.
Дети : - А почему вас так называют?
Коробейники : - Потому что свой товар мы носим в коробах. Здесь у нас и ленты, и бусы, и сладости.
1 коробейник. Почтеннейшие господа, пожалуйте к нам сюда.
Выставляем свой товар, на наш ярморочный базар.
2 коробейник. Товар у нас важный, похвалит купец каждый.
Пожалуйте к нам сюда.
С добрых молодцов пятак берем,
А красным девицам даром даем.
Воспитатель: - Ой, как у вас здесь интересно. Сколько всякого товара. А играть-- то здесь можно. ?
Коробейники: - Конечно! Давайте поиграем в игру, которая называется «Карусель»
Еле-- еле, еле—еле, закружились карусели.
А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом
Тише, тише,не бегите-- карусель остановите
Раз- два, раз- два вот и кончилась игра.
(игра проводится 2- 3 раза)
Воспитатель: - К нам в Россию приезжает очень много гостей из разных стран: из Англии, Германии, Франции, Японии и всегда увозят с собой наш русский сувенир. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, какой сувенир увозят гости:
В этой молодице прячутся девицы,
Каждая сестрица для меньшей темница.
Красные щечки, цветастые платочки.
Хлопают в ладошки веселые …. (матрешки)
Воспитатель :-- Есть ли у вас на ярмарке изделия дымковских мастеров?
Коробейники:--- Конечно! Подходите, покупайте и с игрушками играйте.
Воспитатель:-- А что здесь за прекрасная посуда и где ее делают?
(Выходят две девочки, одетые в сарафаны, расписанные под гжель.)
1 дев А деревня наша Гжель не за тридевять земель.
Под Москвою мы живем: глину месим и поем,
И прекрасную посуду прославлять вам здесь я буду
2 дев Очень любим синий цвет, потому что краше нет.
Небо гжельское такое лучезарно голубое.
В речке синяя водица, так и хочется напиться.
Ну, а только лето будет, голубика там и тут.
Вот поэтому нас люди гжелью синею зовут
Воспитатель, вместе с детьми, рассматривают посуду, комментируют, переходят к следующему прилавку
Дети:--- А вы откуда, мастера?
(Выходят две девочки, одетые в сарафаны, расписанные под хохлому)
1 дев:-- А вы знаете, ребята, отчего и почему
очень часто называют золотою хохлому?
Деревянная, резная, расписная хохлома
удивительной посудой --- вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный золотистый завиток.
Раз увидишь – не забудешь, захотел бы-- да не смог.
2 дев:-- Когда стоит студеная зима,свистит и стонет зимний ветер.
То солнечная Хохлома напоминает нам о лете.
В тарелочках не полутьма, не сумрак в вазах и солонках
Плывет по лету хохлома, расписанная очень ловко.
Воспитатель и дети рассматривают посуду, находят ее отличительные особенности.
Воспитатель :-- Коробейники, а у вас продаются муз. инструменты?
Коробейники:--- Конечно. А купить их можно за загадки.
Дети: --- Что это за деньги такие--- загадки?
Коробейники:-- Отгадаете загадки и инструменты ваши.
Дети:--- А давайте попробуем!
Коробейники:--- В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная, веселая,трехрядная.
Заиграет -- только тронь, наша русская….
(гармонь)
Ох, звенит, она звенит, всех в округе веселит.
А всего-- то три струны ей для музыки нужны.
Кто такая отгадай-- ка это наша … (балалайка)
Воспитатель:--- Ну что, отгадали ребята ваши загадки? Давайте нам свои музыкальные инструменты.
Ребята, а какие еще русские народные инструменты вы знаете? (ложки, гусли,дудки)
Воспитатель:-- Ох, устали мы стоять--- ноги просятся играть.
Приглашаю детвору на веселую игру.
А кого не примем-- за уши поднимем.
Уши будут красные, очень уж прекрасные.
Воспитатель:--- Такими веселыми зазывалками приглашали наши предки друг друга к игре. А какие русские народные игры вы знаете? (Лапти, Гори—гори, ясно, Гуси-- гуси, У медведя во бору и др.)
Сегодня я познакомлю вас с новой игрой, она называется «Леший». Кто такой Леший? (герой русских сказок) Где он живет? (в лесу на болоте) воспитатель объясняет правила игры, игра проводится 2-- 3 раза.
Воспитатель:-- Поиграли, повеселились, а теперь давайте вспомним, где мы с вами сегодня были? Что такое ярмарка? Какой товар там продают? Кто продает товар? Изделия каких мастеров мы видели? Чем они отличаются? А вы сами хотите стать мастерами, народными умельцами? Тогда приглашаю вас в мастерскую.
(все желающие дети могут заняться художественным творчеством, для этого подготовлены образцы, глина, соленое тесто, краски,гуашь и др.)