Анна Бабенко
Конспект занятия по ФКЦМ «Японское море — одно из природных богатств Приморского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 112 общеразвивающего вида г. Владивостока»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение Тема: «Японское море – одно из природных богатств Приморского края»
Выполнил:
воспитатель Бабенко А. А.
Владивосток 2023
Публикация «Конспект занятия по ФКЦМ „Японское море — одно из природных богатств Приморского края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Приморский край
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада. Формирование целостной картины мира. Природный мир. Краеведение.
Тема: «Японское море – одно из природных богатств Приморского края»
Цели: уточнять и расширять знания детей о природных особенностях Приморского края в целом и знания о Японском море в частности, знания о разнообразии морских обитателей, воспитывать интерес к изучению природы родного края, расширять кругозор детей, воспитывать у детей любовь к своей малой родине - Приморскому краю, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Задачи: напомнить детям о многообразии природных богатств Приморского края, рассказать о Японском море как одном из природных богатств родного края, о многообразии флоры и фауны Японского моря, напомнить о необходимости беречь и сохранять природные богатства, стимулировать познавательный интерес у детей.
Предварительная работа: рассматривание с детьми фотографий на темы «Природа Приморского края», «Японское море и его обитатели».
Материалы и оборудование: фотографии природных красот Приморского края на демонстрационной доске, аудиоколонка, аудиозапись с шумом морского прибоя и криками чаек, ракушки, панцири морских ежей и морских звёзд.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, давайте с вами вспомним, в какой стране мы с вами живём? Дети: Мы живём в России.
Воспитатель: А кто сможет сказать, как называется столица нашей родины – России? Дети: Москва.
Воспитатель: Правильно! Мы с вами живём в России, и столица России – это город Москва. Молодцы, дети! А как называется край, в котором мы живём? Дети: Приморский край.
Воспитатель: Правильно! А кто может сказать, как называется столица нашего края?
Дети: Владивосток.
Воспитатель: Умнички! Правильно, Мы с вами живём в Приморском крае и столица Приморского края – это город Владивосток. А сегодня мы с вами поговорим о природе нашего Приморского края. Чем богата природа нашего края? Кто может рассказать?
Дети: (по одному) горы, лес, речки, озёра, море и т. д.
Воспитатель: Правильно, дети! Все эти природные богатства есть в нашем Приморском крае.
Основная часть.
Воспитатель: Приморский край богат своей природой : горы, острова, бухты, мысы, реки и озера, вулканы, горные реки, пещеры, минеральные источники (показывает фотографии). И, конечно же, одним из природных богатств нашего Приморского края является море. И называется это море Японским. Японское море – одно из морей Тихого океана. (Воспитатель показывает детям фотографии Японского моря).
Побережье Японского моря в Приморском крае
Воспитатель: У берегов Приморского края Японское море достигает глубины 50—100 м. С декабря до марта, а в северных районах нашего края - даже до апреля, море у берегов покрыто льдом. Представляете, дети? В Японском море на территории Приморского края есть острова и заливы. Например, остров Русский (показывает фото, остров Попова, остров Рейнеке (показывает фото, залив Петра Великого, Амурский залив.
По числу видов животных и растений Японское море является самым богатым из морей России. Многокилометровые площади дна прибрежья заняты зарослями водорослей и трав. Только многоклеточных водорослей в заливе Петра Великого свыше 225 видов! Особенно много ламинарии. Эту водоросль называют морской капустой. Помимо сборов в естественных местах произрастания (то есть – просто в море, где она растёт сама по себе) ламинарию в больших количествах разводят на плантациях (то есть как будто на огороде выращивают. Только огород этот не обычный, а морской. Потому что обычная капуста растёт на обычном огороде, а морская капуста – ламинария – растёт только в морском огороде, то есть прямо в морской воде. Интересно, правда). Урожаи ее в Приморье являются одними из самых высоких в мире. Используют морскую капусту в сыром и консервированном виде для обычного и лечебного питания. За последние годы из неё стали получать много полезных веществ (показывает фото ламинарии – морской капусты).
Ламинария – морская капуста
Воспитатель: Среди водорослей и морских трав в любое время года можно встретить множество разнообразных рачков и креветок. А ещё Приморье знаменито запасами трепангов. Бухта Золотой Рог из-за обилия в ней этих животных коренными жителями называлось бухтой, где живет Трепанг. Это животное, называемое иногда морским женьшенем, является дорогим деликатесом, его используют также для укрепления здоровья. (Показывает фото трепанга)
Трепанг – морской деликатес
На песчаных и каменистых участках дна Японского моря, часто зарывшись, обитают плоские морские ежи. Их панцирь покрыт темно-фиолетовым фетром. Очень колючи круглые ежи, они покрыты иголками иголками. В Японском море много видов звезд. Амурская звезда, например, в размахе лучей достигает 32 см. В поисках пищи она ползает со скоростью 10 см в секунду. Тихоокеанским мидиям не страшны ни удары волн, ни отливы при порывах ветра. Особые нити крепко удерживают их на камне. (Показывает фото морских ежей, их панцири, фото и панцири морских звёзд)
Морские звёзды
Морские ежи
Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного разомнёмся! Приглашаю вас на морскую физкультминутку!
Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
А над морем чайки крУжат,
Полетим за ними дружно (Движения руками, как крыльями)
Брызги пены, шум прибоя, (Движения пальцами и кистями рук)
А над морем – мы с тобою (Продолжают махать руками, как крыльями)
А теперь плывём по морю и резвимся на просторе!
Веселее загребай и дельфинов догоняй! (Делают гребки руками).
(После физкультминутки дети возвращаются на свои места)
Воспитатель: А ещё, дети, среди обитателей Японского моря существует много необычных животных. К ним относятся осьминоги и кальмары. Один из самых больших в мире — гигантский осьминог. Длина его туловища составляет 60 см, однако вместе с щупальцами общая длина иногда превышает 3 метра. Крупные особи весом около 50 кг живут в подводных гротах, среди нагромождения камней, под скалами.
Осьминог
Кальмар
Воспитатель: Главное морское богатство нашего края, конечно, рыба. Ценные лососевые рыбы - горбуша, кета, сима, живут в море, но идут на нерест в реки (то есть рыбы некоторых видов из моря уплывают в реки откладывать икру, из которой потом появятся маленькие рыбки – мальки. Эти мальки потом снова вернутся из речек в море). Основу уловов в Японском море в настоящее время составляет минтай. Минтай - самая многочисленная тресковая рыба в Тихом океане. В залив Петра Великого она приходит лишь зимой и в начале весны для нереста и нагула. Ценнейшая промысловая и очень популярная среди русского населения рыба - сельдь. Это типично стайная рыба открытых морей. Тихоокеанская сельдь интенсивно нагуливается у берегов Японского моря, питаясь мелкими планктонными организмами. Она откладывает икру на камни, травы и водоросли.
В водах Японского моря есть и весьма экзотические пришельцы с юга — меч-рыба, фуга, рыба-сабля, рыба-луна и даже летучая рыба.
В Приморских водах Японского моря водятся 12 видов акул. Наиболее распространена — колючая акула катран. Она совсем небольшая и представляет угрозу только стаям рыб. В Приморье в пределах глубин, доступных простому ныряльщику, нет смертельно опасных созданий. Крупные акулы, мощные скаты-хвостоколы, ядовитые морские змеи проникают с юга в небольших количествах и не во все годы. В Японском море встречается около 30 видов китов, дельфинов и тюленей. Зубатые китообразные распространены здесь довольно многочисленной группой: кашалот, касатка, малая касатка, белокрылая морская свинья, тихоокеанский белобокий дельфин, белуха, северный плавун.
Опасные виды акул в прибрежной зоне встречаются крайне редко. Серьёзной опасностью для купающихся у берегов Приморья может быть медуза-крестовик. Эта небольшая, не более 4 см в диаметре, медуза. Сквозь прозрачный купол отчетливо виден крест, образованный внутренними органами. Живет крестовик на небольшой глубине в тихих бухтах. Большую часть суток он висит, прикрепившись к листьям подводной растительности, подстерегая мелких рачков. Поражение жертвы осуществляется особыми стрекательными клетками животного при контакте с ней. Крестовик опасен для человека, так как при соприкосновении с кожей его щупалец происходит отравление организма.
Кета
Медуза-крестовик
Колючая акула катран
Воспитатель: вот такие разные обитатели живут в нашем прекрасном Японском море – и морские водоросли (например, морская капуста – ламинария, и рыбы. А каких рыб вы запомнили? (ответы детей – кета, минтай, сельдь). А какие ещё морские обитатели водятся в Японском море? Кто запомнил? (дети по одному отвечают - кальмары, осьминоги, медузы, акулы, киты, морские ежи, морские звёзды, тюлени и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Но есть у нашего прекрасного Японского моря и проблемы тоже. Так, загрязнение вод Японского моря является одной из главных экологических проблем региона. Воды Японского моря загрязняют сливы бытовых и промышленных вод, сброс нефтяных и химических отходов. Кроме того, одной из проблем моря является слишком большой вылов рыбы и моллюсков, браконьерство, загрязнение берегов нашего моря, большое количество мусора. Учёные разрабатывают программы, которые помогают защитить воды Японского моря от загрязнений, увеличить количество морских обитателей. А как вы думаете, чем мы с вами можем помочь Японскому морю и его обитателям? (ответы детей) – Правильно, дети! Мы с вами должны помнить, что никогда нельзя мусорить нигде, в том числе нельзя бросать мусор в море, нельзя оставлять мусор на берегу. Не забывайте об этом, пожалуйста!
Заключительная часть.
Воспитатель: Итак, дети, мы с вами сегодня на занятии выяснили, что главное богатство и символ Приморского края – это Японское море, самое южное и самое теплое на Дальнем Востоке России. Теперь мы знаем, как много разных обитателей живёт в водах Японского моря. Давайте ещё раз повторим, какие экологические проблемы существуют у нашего моря? (Дети перечисляют) А чем мы можем морю помочь? Как мы можем море беречь? (Дети отвечают) Хорошо, дети! Мы с вами точно знаем, что природу надо беречь! И наше Японское море беречь тоже нужно. Молодцы! Сегодня мы с вами отлично поработали!