Олеся Черкашина
«Я — это кто?» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Я -это кто?
Задачи: формировать представления детей о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый человек имеет имя ; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. человека; развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки самообследования.
Ход занятия
1. Работа с предметными картинками.
Детям предлагаются для рассмотрения картинки или фотографии: младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек.
Публикация «„Я — это кто?“ Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, могут ли эти фотографии быть изображением одного и того же человека? (Дети обсуждают и доказывают.)
2. Дидактическая игра «Мой портрет».
Цель. Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.
Дидактический материал – картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают – большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они этого еще не знают.
Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, хороший человек или плохой, зависят ли от роста качества характера человека.
Педагог читает стихотворение:
Если сам ты небольшой,
Но с высокою душой,
Значит, твой реальный рост
Выше самых дальних звезд.
Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть у себя и у друзей глаза, брови, нос, рот, уши, прическу и нарисовать свой автопортрет.
3. Игра «Чем вы похожи, чем вы отличаетесь?».
Дети разделяются на пары, рассматривают друг друга и себя в зеркале, рассказывают, чем они похожи, а чем отличаются (имя, внешность, половые различия).
4. Игра-драматизация «Почему так?».
Цель. Игра развивает в детях сознание собственной адекватности окружающим людям.
Дидактический материал – большое зеркало, картинки с изображениями бабушки и девочки; кукла Катя.
Ход игры. Педагог показывает детям композицию: сидит кукла Катя и смотрит на себя в зеркало. Рассуждает: «У меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один».
В о с п и т а т е л ь. Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?
Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.
Педагог рассказывает, что случилось с Катей (по произведению Е. Пермяка): «Почему это у меня всего по двое, а язык один и нос тоже один?» – спрашивает Катя свою бабушку. А бабушка отвечает ей: «А потому, милая внучка, чтоб ты больше видела, больше слушала, больше делала, больше ходила, но меньше болтала и нос свой куда не надо не совала».
– Дети, а вы как думаете, правильно ли бабушка ответила Кате? Игра «Назови свое имя»
Дети становятся в круг. Из рук в руки передается какой-нибудь предмет. Тот, у кого он в руках, говорит: «Меня назвали… Денисом».
5. Вскоре у вас появился первый в жизни документ. Вот он – Свидетельство о рождении ребенка. (Показ). В этом документе записаны ваши фамилия, имя, отчество, место, день, месяц и год вашого рождения, а также ваши родители. И каждий из вас один такой на всем белом свете, единственный и неповторимый, нет больше точно такого как вы мальчика или девочки.
Детей часто называют уменьшительными, ласкательными именами. Как ласково называют вас по имени ваши родные? Пропойте свое ласковое имя.
Давайте пройдем к мольберту, на котором устроена выставка и попробуем угадать вас сегодняшних в этих малышах на фотографиях.
Дидактическое упражнение «Мы похожи – мы отличаемся»
Посмотрите друг на друга, расскажите, чем вы похожи и чем отличаетесь друг от друга.
Положите ладошку себе на сердечко. Кого вы любите? Что желаете этому человеку? Чего вы не желаете никому? Почему?
Посмотритесь в зеркальце. Что вам нравится в себе?
Воспитатель. - Как вы думаете, понравится ли кому-нибудь, если его будут называть не по имени, а обидным прозвищем? А ведь бывают случаи, когда полных людей дразнят толстяками, и другими обидными словами. Это очень неприятно и обидно.
Запомните, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя с человеком всю его жизнь. Оно становится как бы частью его самого.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому понять бы надо,
Что же наше имя значит?
Александр – мужественный защитник.
Денис – посещенный богу веселья Дионису.
Алексей – помощник.
Артем – здоровый.
Виталия – жизненная.
Ирина – мир.
Карина – смотрящая в перед.
Софья – мудрая.
Милена –милая нежная.
Данил – божий суд.
Денис – веселый.
Алина – чужая.
Кирилл – господин.
Надежда – волевая, действенная.
Татьяна – повелительница.
Яна – богом данная.
Шахноза – дочь шаха обворожительная, веселая.
Лиана – тонка, печаль песнь.
Юлия – пушистая, волнистая.
Марика – от имени марк, молоток
Динамическая пауза «Ровным кругом»
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
(Дети образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании останавливаются и повторяют какие-либо движения за водящим. Затем игра повторяется с другим водящим).
В нашей стране, обращаясь ко взрослому человеку, вслед за именем произносят отчество. Например: Светлана Алексеевна. Отчество – от слова «отец». Моего отца звали Алексей, потому мое отчество «Алексеевна». В некоторых странах употребляют только лишь имена, а есть страны, где вместо отчества используют имя матери. Например: Педро Мария.
Дидактическая игра «Ивановичи и Татьяновичи»
Назовем свое имя и отчество так, как принято у нас, а затем так, как если бы вместо имени отца нужно было использовать имя матери. Например: Светлана Алексеевна – Светлана Татьяновна.
«Не имя красит человека»
Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Мила, Вита,
Алексей, Артем, Денис?
– Ссориться так не прилично, –
Няня нам совет дала.
– И не имя красит личность –
Красят имя лишь дела.
Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать.
Кто же станет хулигана
Александром называть?
Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.
Имена же ваши, знайте –
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.
Пойдут годы, вы сами станете мамами и папами и тогда уже вам придется выбирать имена для ваших деток. Есть много красивых женских имен – для девочек и мужских имен – для мальчиков.
Дидактическая игра «Мужские и женские имена»
Дети становятся в круг. Из рук в руки передается какой-нибудь предмет. Тот, у кого он в руках, называет мужское имя и передает мяч соседу. Игра повторяется с называнием женских имен.
Аппликация «Цветок моего имени»
Дети наклеивают в серединку цветка свою фотографию, а вокруг лепестки, на которых воспитатель пишет под диктовку детей его ласковые имена. Дома предлагается вместе с родителями дописать на цветке дату рождения.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
Дружат Саша и Милана,
Дружат Юля и Карина
Диня дружат и Кирилл.
Звучат гордо имена:
Шахноза, Леша, Юлия, Ирина,
Марика, Ляна, Карина Соня,
Таня, Надя, Денис, Артем, Вита, Яна.
Вместе – дружная семья!