Татьяна Дощинская
Эссе «Я — Воспитатель!»
▼ Скачать + Заказать документы
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Д. И. Менделеев.
Я не могу утверждать, что я с детства знала о своей будущей профессии. Мои ранние воспоминания из детства связаны с играми, в которых я воспроизводила действия профессии учителя. И это была не просто игра. Я представляла, что став взрослой, я буду учить детей. Тогда, в далеком детстве, все это было неосознанно. Позже, в старших классах мне трудно было определиться с выбором профессии. Поступление на дошкольный факультет было не сознательным. Окончание института с отличием прибавляло мне гордости, однако не придавало уверенности в себе, как в педагоге-практике. Опасаясь не справиться с работой воспитателя, я решила, что работать в детский сад я никогда не пойду. Теперь я понимаю, что это был не просто страх потерпеть неудачу. Это осознание того, что педагог помимо образования должен обладать определенным набором личностных характеристик, которых я в себе не находила. И это было глупо, потому что любой педагог в ходе своей работы приобретает, развивает, оттачивает необходимые качества, навыки, умения. Одним словом, педагог постоянно самосовершенствуется, как профессионал и как личность.
Публикация «Эссе „Я — Воспитатель!“» размещена в разделах
Мой педагогический стаж более 10 лет, однако, воспитатель я начинающий. За небольшой срок я поняла, что этот род деятельности требует большого трудолюбия, энтузиазма, заинтересованности жизнью и проблемами детей, ну и, конечно, любви к ним. С окончанием рабочего дня работа воспитателя не заканчивается. Воспитатель все время в процессе работы: разработка планов, конспектов, поиск новых идей, подготовка к конкурсам. Участие в жизни детей не ограничивается выполнением должностных функций. Педагог эмоционально включается в жизнь детей, интересуется их личными и семейными проблемами, искренне переживает за судьбу каждого малыша.
Воспитатель – это постоянно работающий генератор идей, творец, изобретатель. И не только. Он должен быть на одной волне с детьми, в курсе всех тенденций в детском мире, должен уметь видеть мир через призму детства.
Воспитатель отдает все свои силы без остатка. По-другому его работа не будет эффективной. Это требует огромных эмоциональных ресурсов.
Это были размышления по поводу того, что воспитатели отдают своей работе. А что же дает работа воспитателю? Одна моя коллега с прошлой работы постоянно говорила о каком-то эмоциональном удовлетворении от работы. Тогда я ее не понимала. Это самое эмоциональное удовлетворение я нашла в детском саду. Что это такое? Это радость от ощущения полученного результата. А результат есть. И это не только пресловутые ЗУН, которые достигнуты детьми. Это искрящиеся радостью детские глаза, их веселый смех, их интерес, их успехи, их готовность следовать за тобой. Как бы ни было сложно в работе, воспитатель привязывается к детям, к ритму работы. Без этого всего жизнь уже не кажется полной и насыщенной.
Отдельно хочется сказать о детях. Дети – это особый народ. И мир у них особый. Любая мелочь может вызвать у них восторг или, наоборот, ввергнуть в отчаяние. Эмоции их не поддельны. По словам моего люмимого и гениального, на мой взгляд, психолога Юлии Гиппенрейтер, дети искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым. Они все принимают на веру. Именно поэтому воспитатель может легко влиять на умы детей. Работы Юлии Гиппенрейтер помогли мне лучше понять мир детской души, познакомили меня с главным принципом, которого я стараюсь придерживаться - безусловное принятие ребенка. Это умение любить ребенка не за то, что он хороший, послушный, талантливый и так далее. Это абсолютная любовь к ребенку независимо от его качеств, способностей, поступков.
Вспоминая слова Джона Локка о том, что душа ребенка – чистая доска, могу сказать, что согласна с этой мыслью. Имея опыт работы в области семейной и детской психологии, могу заявить, что все, что окружает ребенка, так или иначе, влияет на становление ребенка как личности. В первую очередь, это люди со своими личностными характеристиками, со своими поведенческими проявлениями, В том числе и воспитатель. Воспитатель – это тоже модель, с которой дети подсознательно считывают и примеряют на себя формы поведения в различных ситуациях. Поэтому я придерживаюсь мысли, что роль личного примера неоценима. Недаром один умный человек сказал: «Помни: рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам». Английская пословица имеет тот же смысл: «Не воспитываете детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!» Использование личного примера – еще один принцип, которого я придерживаюсь. Так же определила для себя принцип опоры на положительное в ребенке. Важно взращивать в ребенке все положительные стороны и не акцентировать внимание на отрицательных.
Еще в институте я заинтересовалась нетрадиционными методами в рисовании. Мой преподаватель по декоративно-прикладному искусству открыла для меня удивительный мир непривычных способов изображения окружающей нас реальности. Здесь есть один особо важный момент – использование нетрадиционных форм рисования не требует наличия художественных способностей у рисующего. Поэтому овладение этими техниками не вызывает особых сложностей ни у взрослого, ни у ребенка.
Дети, безусловно, любят рисовать. И процесс рисования начинается с раннего детства, когда дети рисуют «каракули» и наделяют их каким-то смыслом. Затем доизобразительный период сменяется изобразительным, когда ребенок рисует осознанно, по созданному им заранее замыслу. Через созданные образы дети познают окружающую действительность.
Занятия изобразительной деятельностью благотворно влияют на общее развитие ребё нка: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, развивают мышление, внимание, память, воображение. Рисование способствует развитию зрительно–двигательной координации.
И это еще не все. Как детский психолог, я знаю, что рисунок имеет и диагностическую функцию. По рисунку можно определить уровень умственного развития, уровень развития графической деятельности, а также эмоциональное состояние и наличие эмоциональных проблем.
Есть еще и психотерапевтическая функция рисунка. Особое направление пситхотерапии – арттерапия, когда с помощью изобразительной деятельности осуществляется психокоррекционная работа. Арттерапевтические методы мне приходилось использовать довольно часто. Они наиболее эффективны применительно к дошкольникам, так как в этом возрасте графический способ самовыражения для них наиболее доступный.
Все это меня очень интересует, поэтому тема рисования мне близка. Нетрадиционные способы привлекательны для детей, так как знакомят их с непривычными способами применения различных предметов и изображения реальности. Дети всегда готовы к экспериментам. Они знакомятся с чем-то новым и я познаю и развиваюсь вместе с ними.
Новое и неизвестное пугает. Но бояться не стоит. Наша компетентность начинается с осознания нашей некомпетентности. Всю жизнь мы чему-то учимся. А педагогика – это та сфера, где процесс профессионального развития никогда не является завершенным, всегда есть чему поучиться.
Исламский философ Аль-Гзали сказал: «Сомнение — это путь к Истине; кто не сомневается — не видит, кто не видит — не понимает, кто не понимает — остаётся в слепоте и в заблуждении».
В процессе написания эссе я попыталась задуматься о себе, о профессии, о правильности выбора. Учитывая, что я всегда и во всем сомневающаяся натура, мне всегда сложно быть в чем-то до конца уверенной. Однако мне кажется, я на верном пути. От нас, педагогов, многое зависит: как в становлении личности отдельного ребенка, так и целого поколения, нашего будущего, будущего нашей страны. И если я хотя бы в малой мере положительно повлияла на сознание своих воспитанников, значит, я на своем месте.