Татьяна Андреева
Я — педагог. Консультация для молодых педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю вам ознакомиться с консультацией для молодых воспитателей ДОУ «Я- педагог». Консультация включает в себя 25 практических советов, применение которых поможет вам адаптироваться в новой среде.
Публикация «Я — педагог, Консультация для молодых педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Молодой педагог с дипломом в руках переступает порог детского сада и часто остается один на один со своими страхами и трудностями в новой роли. Трудолюбие, любовь к детям и желание учиться - вот палочка-выручалочка для молодых воспитателей.
1. Первое, что рекомендуют всем молодым педагогам — активно изучать профессиональную литературу (возможно, помощь в выборе пособий, книг вам окажет ваш старший воспитатель, заведующая, коллеги; если вам не оказывают помощь - ищите сами).
2. Учитесь у воспитателей - стажистов. При любой возможности наблюдайте за тем, как опытные педагоги организовывают воспитательно- образовательный процесс.
3. Будьте открыты к рекомендациям и замечаниям компетентных людей (опытных коллег, администрации и т. д.). Вам не раз дадут совет, наставление - относитесь к этому спокойно. Конструктивная критика помогает развиваться в профессии. Не бойтесь и сами спрашивать совета.
4. Ведите себя уверенно и приветливо в общении с родителями, осознайте себя в новой роли «педагог». Это звание несите гордо, уважайте себя. Не отвечайте расплывчато на вопрос, ответа на который не знаете, лучше пообещайте: «Я узнаю и в ближайшее время вас проконсультирую» (и обязательно выполните обещание).
5. Сейчас вы работаете «на свое имя», спустя время оно будет работать на вас. Зарабатывайте авторитет ответственным отношением к работе, любовью к своему делу, постоянным изучением нового.
6. Вырабатывайте свой педагогический стиль. Слушайте себя. Через какое-то время вы поймете свою манеру, свой педагогический стиль. Вам об этом скажут коллеги, родители и даже дети («Марья Ивановна, вы такая добренькая»).
7. Устраиваясь воспитателем в ДОУ, будьте готовы к невысокой зарплате.
8. Собирайте портфолио. Принимайте участие в конкурсах, конференциях, готовьте детей на участие в мероприятиях. Все это в дальнейшем поможет вам защититься на категорию и сделает вашу жизнь на работе более интересной.
9. Старайтесь заранее оформлять документацию и сдавать все в срок. Это позволит избежать «аврала» в последних числах месяца.
10. Следите за своим внешним видом. Одежда, макияж и украшения педагога должны совмещать удобство (занятия с детьми зарядкой, необходимость наклониться к ребенку и т. п., достоинство и безопасность для вас и ваших воспитанников. На родительские собрания приветствуется одежда офисного стиля.
11. Будьте терпеливы к детям. Помните: как вы относитесь к чужим детям, так и к вашему ребенку будут относиться в будущем.
12. Учитесь управлять своими эмоциями. Дети не виноваты в вашем плохом настроении, неудачах в жизни и т. д. С ними вы, прежде всего профессионал, воспитатель, ведите себя достойно. Если чувствуете, что закипаете как чайник, рекомендую уединиться на 5-10 минут и успокоиться: умыться холодной водой, досчитать до десяти и только потом снова идти к детям.
13. Всегда держите детей в поле зрения. Бывали случаи, когда дети уходили из детского сада и педагоги замечали это только к вечеру. Будьте внимательны, на вас ответственность за жизнь и здоровье детей.
14. Улыбайтесь детям и родителям. Улыбка и добрый взгляд помогут вам и окружающим настроиться на нужный лад.
15. Оформляйте группу оригинально. Черпайте идеи из книг, сети интернет.
16. Взаимодействуйте с родителями ваших деток. Подготавливайте для них консультации, рекомендации, стенды, брошюры, проводите родительские собрания, совместные праздники и досуги, консультируйте по телефону.
17. Не посвящайте все свое время работе. Отдыхайте! У вас должен быть хотя бы один день свободный от работы (или полдня).
18. При организации воспитательно-образовательного процесса четко работайте по плану непосредственной образовательной деятельности, который вы составили.
19. Будьте пунктуальны. Приходите на работу раньше на 20-30 минут, чтоб проветрить группу, приготовить все необходимое и настроиться. А так же приучайте родителей не опаздывать утром и вечером - цените и свое время.
20. Содержите вверенную вам группу в полном порядке. Соблюдайте все необходимые санитарные нормы.
21. Работайте дружно с младшим воспитателем, поддерживайте друг друга и помогайте при необходимости.
22. Хвалите и подбадривайте детей чаще. Даже у самого непослушного ребенка есть хорошие качества.
23. Постоянно развивайтесь, будьте актуальны для своих воспитанников, для родителей и даже для коллег. Вы - новая струя в детском саду! Реализуйте свои идеи!
24. Не старайтесь «все сломать и построить новое». Вы пришли в сложившийся коллектив, в котором свои традиции, правила - соблюдайте их. Освоившись в коллективе, вы сможете предлагать свои идеи.
25. Если в какой-то момент вы поняли, что работа воспитателя не для вас, рекомендую уходить из профессии. Нелюбимая работа сделает вашу жизнь пыткой. Не стоит мучить себя и детей.
Документация воспитателя в соответствии с ФГОС
Воспитатель в детском саду – ключевая фигура. От его грамотности, компетенции, а главное, любви и веры в детей, зависит весь микроклимат группы и состояние каждого ребенка в отдельности. Но работа воспитателем не состоит только в общении и воспитании детей. Как и любая другая должность, она предполагает определенные документы, планы, конспекты. Ввиду того что сейчас вводятся в образовательные учреждения государственные стандарты, то и документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС является необходимым звеном работы. Без правильно оформленных планов, схем, заполненных сведений невозможно правильно, грамотно, а главное, не в ущерб детям проводить воспитательную и оздоровительную работу в детском саду. Рассмотрим основные документы, которых придерживается и ведет воспитатель ДОУ.
План на учебный год Перед каждым учебным годом воспитатель, совместно со старшим, составляют план обучения и мероприятий, проводимых в группе. Он основывается на целях, задачах, поставленных перед данной возрастной группой. Для выполнения поставленного плана выбираются эффективные и действенные методики по обучению детей. Обязательно учитываются индивидуальные занятия с каждым малышом, в зависимости от его конкретных особенностей. А также обязательным пунктом является работа с родителями малышей. Перед составлением плана на будущий год, воспитатель анализирует год прошедший. Выявляет все успехи и недочеты, и с учетом этого намечает работу в следующем году.
План на текущий месяц План, составленный на год, является перспективным. С учетом конкретной ситуации он может слегка видоизмениться. Да и сложно учесть все на целый год вперед. Для более конкретных задач составляют месячный план. Как правило, он расписывается буквально по дням, причем и день делится на две части. В работе с детьми в первой половине дня планируют проведение физических упражнений, групповые и, по необходимости, индивидуальные занятия. Обязательно проводят в это время дидактические игры, чтение книг и наблюдение за природой. Во время завтрака и обеда планируют закрепление культурных навыков. Обязательно планируются прогулки и мероприятия во время них. Вторая половина дня включает в себя закрепление навыков, сюжетно-ролевые игры, индивидуальные разговоры с детьми. Вечером по необходимости проводится работа с родителями воспитанников.
Табель посещаемости детей Каждый день обязательно записывают, кто из детей пришел в группу. Для этого используется табель учета посещаемости детей. Во-первых, это необходимо для постановки деток на питание и, соответственно, начисление родительской платы. Во-вторых, воспитателю проще сориентироваться на проведение занятий и раздачу материала. К тому же медсестра отслеживает по табелю уровень заболеваемости малышей (по периодам, и также намечает свою работу, направленную на оздоровление.
Листок здоровья Неразрывно с учетом посещаемости ведется и лист здоровья в детском саду. Ведь, как правило, дети не посещают ДОУ в связи с болезнью. Медсестра и воспитатель обязательно тесно сотрудничают между собой. Без этой взаимосвязи невозможна грамотная оздоровительная работа. Все детки разные, поэтому и подход нужен индивидуальный. К примеру, в зависимости от роста деток, подбирается стол и стул, чтобы не испортилась осанка. Для этого 2 раза в год детей измеряют и взвешивают. Соответственно и поменять комплект мебели деткам могут два раза в год. К тому же существуют так называемые группы здоровья. Профилактические осмотры проводят: в группах – 2 раза в год. Выявленные заболевания обязательно фиксируются в карточках ребенка и пишутся рекомендации по работе с каждым из них. При этом само заболевание может быть скрыто родителями от воспитателя, т. к. это врачебная тайна. Но педагогу нужны лишь рекомендации, именно основываясь на них, строиться работа.
Индивидуальные сведения о родителях и воспитанниках Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС обязательно предполагает выявление сведений не только о детях, но и о родителях. Воспитателю следует в тактичной беседе выяснить у родителей информацию и отразить в журнале. Причем нельзя повсеместно разглашать полученные данные, ведь это может навредить ребенку. Полученные сведения помогают воспитателю нейтрализовать плохие условия проживания малыша, если таковые имеются. Да и ребенка можно лучше понимать, если больше знать об условиях его проживания и статусе родителей. ФГОС ДОУ предусматривает выявление следующих данных: Фамилия, имя и отчество малыша. Год и день рождения. Фактическое место проживания. Телефоны сотовые (домашние, рабочие). Фамилии, имена и отчества родителей или законных представителей, а также бабушек и дедушек. Места работы мамы и папы. Статус семьи. В понятие «статус семьи» входит выявление жилищных условий, в которых живет ребенок, количество малышей в семье, полная ли семья или ребенок воспитывается мамой или опекуном.
Сетка образовательной работы Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС предполагает обязательное ведение плана образовательной работы. В своей работе педагог использует показания СанПиНа, которые регламентируют не превышать время всех занятий. Обязательные перерывы между занятиями, продолжительность которых – не менее 10 минут. Во время занятия также делаются перерывы для того, чтобы провести физкультминутку.
Диагностическая работа Каждый педагог во время работы постоянно изучает своих воспитанников. Такая работа должна вестись на постоянной основе и систематически. Для этого документация воспитателя детского сада включает в себя карты по записи полученных знаний, навыков и умений каждого малыша. В конце каждого года составляется таблица, согласно которой видно усвоение программы ребенком, его недочеты и успехи. Итоговые таблицы воспитателю нужны для составления планов на следующий год, а предварительные данные – для составления планов на месяц. Диагностические работы проводятся два раза в год. В начале учебного года и в конце. Такая методика помогает педагогу вовремя наметить необходимую работу и корректировать планы на новый учебный год.
Взаимодействие с семьями Документация воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС предполагает наличие всех данных о родителях детей. Педагог должен постоянно общаться со взрослыми, приходящими за ребенком. Родителей знакомят с задачами и целями программы, проводимой в садике, рассказывают о жизни детей, и расспрашивают о поведении малышей дома. Помимо бесед, ФГОС ДОУ предполагают обязательное проведение собраний, привлечение родителей к жизни группы, консультирование мам и пап по вопросам воспитания и обучения, а также проведение вечеров досуга и встреч.
Самообразование Любая профессия требует самосовершенствования, а уж тем более работа, связанная с детьми. Поэтому воспитатель должен постоянно повышать свою квалификацию. Желательно вести тетрадь, куда записывают прочитанные книги и понравившиеся или вызвавшие недоумение мысли. Затем они выносятся на обсуждение с другими воспитателями. Спорные моменты или трудности в работе выносятся на общее обсуждение и составляется план по преодолению трудностей.