Приложение МААМ

Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника

Быкова Елена
Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Д. С. Лихачёв

Публикация «Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника» размещена в разделах

В настоящее время краеведение стало важной и актуальной темой в образовании. В век гаджетов и глобализации человек теряет связь с прошлым своей семьи, края, страны. Вернуть интерес учащихся к своим корням и предполагает краеведение. Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике:

• география

• животный мир

• растительный мир

• история

• литература

• фольклор

Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели –обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что учащиеся охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Краеведение в начальной школе изучается :

-как элемент регионального содержания на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии;

-как самостоятельный предмет (чтение на родном языке, родной язык);

-как составная часть внеурочной деятельности.

Цель использования краеведческого материала - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках, важно придерживаться следующих принципов:

системность

• доступность

• наглядность

• разнообразие материала

• связь материала в учебной и воспитательной работе

• взаимосвязь местного и общего исторического, географического и литературного материала

Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по русскому языку и задач по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен учащимся и подкреплён наглядностью.

Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения : уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе.

Устные журналы: «Старинные города Архангельской области», «Кладовая Поморья», «Север – скупой чародей»,«Пинежские пещеры».

Викторины: «Поморье – край лесов», «Это было недавно, это было давно», «Реки Архангельской области».

Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому необходимо включать на уроках отрывки из произведений северных поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.

Русский язык:

Упражнение 1.

Прочитай текст.

На книжной полке стоят книги северных писателей и поэтов: Б. Шергина, С. Писахова, Н. Рубцова, Е. Коковина, Ф. Абрамова, О. Фокиной.

Спиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Произведения каких авторов ты читал?

Упражнение 2.

Прочитай стихотворные строки.

Когда над Северной Дв. ной пр…снется со…нце

И на л…са туманы вып…дут р…сой,

Архангельск ш…р…ко нам улыбнётся

И покорит неброской северной кр. сой.

(С. Осиашвили)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. К выделенному слову подбери родственные слова. Выдели корень. Обозначь ударение. Назови слово с орфограммой-согласной.

Упражнение 3.

Прочитай текст.

П. бежала к. за в огород.

Ей навстречу п…пался н…род.

Как не стыдно тебе, егоза? —

И к…за …пустила глаза.

А когда р. зошёлся н. род,

П…бежала опять в огород.

(Н. Рубцов)

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди глаголы, выдели приставки, определи время. Назови словарные слова.

Упражнение 4.

Прочитай слова.

Холмогоры, Новодвинск, Северодвинск, Беломорье, Красноборск.

Что общего у этих слов? Запиши их в алфавитном порядке. Разбери по составу.

Упражнение 5

Составь из данных слов предложения.

• Пинега, р…ка, красива, очень, северная.

• Живописных, много, на, скал, берегах, р…ки.

• З…мля, яг…дами, богата, и, гр…бами.

• Ст…ят, вдоль, ст…ной, густые, л…са, р…ки, чистой

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Определи падеж имён существительных.

Использование краеведческого материала на уроке математики активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес, способствует исследовательской деятельности учащихся.

Математика:

Задача 1.

В Красной книге Архангельской области насчитывается 51вид беспозвоночных животных, 70 видов позвоночных животных, 2 вида амфибий, 2 вида рептилий, 36 — птиц и 27 — млекопитающих. Сколько всего видов животных требует защиты в Архангельской области?

Задача 2.

Самая крупная река Архангельской области – Северная Двина имеет протяженность 744 км. А длина Волги- 3531 км. Какая река длиннее и на сколько?

Задача 3.

В Архангельске в начале 20 века проживало 58957 человек, а в 2020 году их количество увеличилось до 346679. На сколько больше горожан проживает в столице области в наше время? Запишите многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Задача 4.

В 1974 году для изучения и сохранения карстовых пещер и северной тайги был создан Государственный природный заповедник «Пинежский». Сколько лет исполнится заповеднику в 2021 году?

Задача 5.

В 2019 году Архангельскую область посетило 427000 туристов, а в 2018 году- 407400. В каком году туристов было больше и на сколько?

Задача 6. Чтобы прокормиться, гренладскому киту, занесённому в Красную книгу, требуется съедать 2000 кг в день рачков, личинок рыб и мелких моллюсков. Сколько тонн планктона съест кит за 10 дней, 30 дней,100 дней?

На таких уроках школьники не только учатся решать задачи, но и через восприятие содержания этих задач знакомятся с природным и историческим богатством родного края. Воспитывается бережное отношение к природе, причастность к историческому прошлому, настоящему и будущему города, в котором они живут.

Во внеурочной деятельности используются формы работы :

-экскурсии в музеи города и области;

-классные часы (Архангельск в годы Великой Отечественной войны, Моя семья в годы Великой Отечественной войны, Конвой Дервиш, Моя улица, Моя родословная, Профессии моих родных)

-циклы краеведческих занятий по договору с музеем Малые Корелы;

-посещение концертов Северного Русского хора;

-участие в конкурсах чтецов стихов северных поэтов «И Севера хрустальная душа…»

-участие в окружных конкурсах компьютерных презентаций на краеведческую тематику;

-участие в ежегодном окружном конкурсе «Русский Север»;

-участие в конкурсах сочинений, кроссвордов, рисунков на экологическую тематику;

-участие в конкурсах рисунков «Архангельск будущего».

Проектная деятельность на уроках окружающего мира

Мы – экологи

Поверхность нашего края

Богатства нашего края

Полезные ископаемые Архангельской области

Растениеводство Архангельской области

Животноводство Архангельской области

Заповедники Архангельской области

История возникновения нашего края

Патриоты нашего края

Архангельская область в 1920-30-х годах

Наш край в годы Великой отечественной войны

Символы нашего края

Традиции нашего края

Публикации по теме:

Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности школьника «Традиции народной культуры как основа формирования духовно-нравственной личности» Бессоновка – село, богатое культурными традициями. В.

Нравственное воспитание младшего школьника в учебно-воспитательном процессе Государственное казенное общеобразовательное Учреждение Республики Мордовия «Ширингушская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном.

Игра как средство воспитания младшего школьника Игра — это ведущий вид деятельности младших школьников. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формирующихся.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Портфолио — фактор объективной системы оценивания успешности учителя ПОРТФОЛИО – ФАКТОР ОБЪЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСПЕШНОСТИ УЧИТЕЛЯ Начну с притчи «Раздача талантов». «Некий богатый господин отправляется.

Фотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветовФотоотчет «Природа родного края. Полевые цветы в продуктивной деятельности» ко Дню полевых цветов Донские степи и поля это Родина моя! В прошлом территорию, на которой сейчас располагается Ростовская область, называли «Великая степь»,.

«Разноцветье родного края». Фотоотчет«Разноцветье родного края». Фотоотчет Природа- это место замечательного оздоровления и прекрасного отдыха. Сколько здесь можно получить эстетического наслаждения! Только будь.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Уголок родного краяУголок родного края Родная природа - это наш сибирский лес, водопады и реки, небольшие поля, горы и просто знакомые полевые цветы. Сразу вспоминаются слова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника
Опубликовано: 1 сентября 2021 в 16:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника» (включая файлы) размещена пользователем Быкова Елена (УИ 2397946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД