Быкова Елена
Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника
▼ Скачать + Заказать документы
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Д. С. Лихачёв
Публикация «Изучение родного края на уроках и во внеурочной деятельности как фактор формирования системы ценностей младшего школьника» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Краеведение в школе
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В настоящее время краеведение стало важной и актуальной темой в образовании. В век гаджетов и глобализации человек теряет связь с прошлым своей семьи, края, страны. Вернуть интерес учащихся к своим корням и предполагает краеведение. Использование краеведческого материала на уроках несет большой объем знаний по различной тематике:
• география
• животный мир
• растительный мир
• история
• литература
• фольклор
Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели –обучающая, развивающая и воспитательная. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает его эффективность. Известно, что учащиеся охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Краеведение в начальной школе изучается :
-как элемент регионального содержания на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, технологии;
-как самостоятельный предмет (чтение на родном языке, родной язык);
-как составная часть внеурочной деятельности.
Цель использования краеведческого материала - формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Работая над краеведческим материалом и используя его на уроках, важно придерживаться следующих принципов:
• системность
• доступность
• наглядность
• разнообразие материала
• связь материала в учебной и воспитательной работе
• взаимосвязь местного и общего исторического, географического и литературного материала
Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. При разработке упражнений по русскому языку и задач по математике необходимо подбирать материал, который будет интересен и понятен учащимся и подкреплён наглядностью.
Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения : уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе.
Устные журналы: «Старинные города Архангельской области», «Кладовая Поморья», «Север – скупой чародей»,«Пинежские пещеры».
Викторины: «Поморье – край лесов», «Это было недавно, это было давно», «Реки Архангельской области».
Еще великий русский педагог К. Д. Ушинский связывал с «родиноведением» не только историю, природоведение родного края, но и изучение родного языка, поэтому необходимо включать на уроках отрывки из произведений северных поэтов и писателей, тексты, содержащие материал о природе и о животных родного края.
Русский язык:
Упражнение 1.
Прочитай текст.
На книжной полке стоят книги северных писателей и поэтов: Б. Шергина, С. Писахова, Н. Рубцова, Е. Коковина, Ф. Абрамова, О. Фокиной.
Спиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Произведения каких авторов ты читал?
Упражнение 2.
Прочитай стихотворные строки.
Когда над Северной Дв. ной пр…снется со…нце
И на л…са туманы вып…дут р…сой,
Архангельск ш…р…ко нам улыбнётся
И покорит неброской северной кр. сой.
(С. Осиашвили)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова. К выделенному слову подбери родственные слова. Выдели корень. Обозначь ударение. Назови слово с орфограммой-согласной.
Упражнение 3.
Прочитай текст.
П. бежала к. за в огород.
Ей навстречу п…пался н…род.
Как не стыдно тебе, егоза? —
И к…за …пустила глаза.
А когда р. зошёлся н. род,
П…бежала опять в огород.
(Н. Рубцов)
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди глаголы, выдели приставки, определи время. Назови словарные слова.
Упражнение 4.
Прочитай слова.
Холмогоры, Новодвинск, Северодвинск, Беломорье, Красноборск.
Что общего у этих слов? Запиши их в алфавитном порядке. Разбери по составу.
Упражнение 5
Составь из данных слов предложения.
• Пинега, р…ка, красива, очень, северная.
• Живописных, много, на, скал, берегах, р…ки.
• З…мля, яг…дами, богата, и, гр…бами.
• Ст…ят, вдоль, ст…ной, густые, л…са, р…ки, чистой
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Определи падеж имён существительных.
Использование краеведческого материала на уроке математики активизирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес, способствует исследовательской деятельности учащихся.
Математика:
Задача 1.
В Красной книге Архангельской области насчитывается 51вид беспозвоночных животных, 70 видов позвоночных животных, 2 вида амфибий, 2 вида рептилий, 36 — птиц и 27 — млекопитающих. Сколько всего видов животных требует защиты в Архангельской области?
Задача 2.
Самая крупная река Архангельской области – Северная Двина имеет протяженность 744 км. А длина Волги- 3531 км. Какая река длиннее и на сколько?
Задача 3.
В Архангельске в начале 20 века проживало 58957 человек, а в 2020 году их количество увеличилось до 346679. На сколько больше горожан проживает в столице области в наше время? Запишите многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Задача 4.
В 1974 году для изучения и сохранения карстовых пещер и северной тайги был создан Государственный природный заповедник «Пинежский». Сколько лет исполнится заповеднику в 2021 году?
Задача 5.
В 2019 году Архангельскую область посетило 427000 туристов, а в 2018 году- 407400. В каком году туристов было больше и на сколько?
Задача 6. Чтобы прокормиться, гренладскому киту, занесённому в Красную книгу, требуется съедать 2000 кг в день рачков, личинок рыб и мелких моллюсков. Сколько тонн планктона съест кит за 10 дней, 30 дней,100 дней?
На таких уроках школьники не только учатся решать задачи, но и через восприятие содержания этих задач знакомятся с природным и историческим богатством родного края. Воспитывается бережное отношение к природе, причастность к историческому прошлому, настоящему и будущему города, в котором они живут.
Во внеурочной деятельности используются формы работы :
-экскурсии в музеи города и области;
-классные часы (Архангельск в годы Великой Отечественной войны, Моя семья в годы Великой Отечественной войны, Конвой Дервиш, Моя улица, Моя родословная, Профессии моих родных)
-циклы краеведческих занятий по договору с музеем Малые Корелы;
-посещение концертов Северного Русского хора;
-участие в конкурсах чтецов стихов северных поэтов «И Севера хрустальная душа…»
-участие в окружных конкурсах компьютерных презентаций на краеведческую тематику;
-участие в ежегодном окружном конкурсе «Русский Север»;
-участие в конкурсах сочинений, кроссвордов, рисунков на экологическую тематику;
-участие в конкурсах рисунков «Архангельск будущего».
Проектная деятельность на уроках окружающего мира
Мы – экологи
Поверхность нашего края
Богатства нашего края
Полезные ископаемые Архангельской области
Растениеводство Архангельской области
Животноводство Архангельской области
Заповедники Архангельской области
История возникновения нашего края
Патриоты нашего края
Архангельская область в 1920-30-х годах
Наш край в годы Великой отечественной войны
Символы нашего края
Традиции нашего края