Прядко Елена Егоровна
Консультация «Изучаем права ребёнка на примере сказочных героев»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. У каждого народа свои сказки. Все они по-своему мудры, прекрасны, только рассказаны они на свой манер, имеют свой колорит, свой облик. В русских народных сказках отражена история и быт русского народа, а ещё, как писал великий А. С. Пушкин, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» И действительно целые поколения видят в ней подсказку правильному поведению, или неправильному, отвечают на вопрос, что такое хорошо и что такое плохо.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Русские народные сказки относятся к устному народному творчеству. Передаваясь из уст в уста, формируют правильный образ жизни, разграничивают позитивное и негативное, воспитывают в нужном русле целые поколения. Интуитивно, запомнив сюжеты сказок мы, в конкретных жизненных обстоятельствах, начинаем вести себя в соответствии с нормами морали, традиций, закона. Но что такое закон? Какие права имеют дети, кем они гарантируются? Как донести это малышам?
Детям не интересно слушать непонятные слова, сложные формулировки. А ведь действительно права ребёнка – это свод прав для детей, зафиксированных в международных документах, в конвенции о правах ребёнка, который нам гарантирует права детей, регламентирует, закрепляет их и говорит, что ребёнок – это лицо, которое не достигло восемнадцати лет. Конвенция ООН о правах ребёнка, как международный документ определяет основные направления прав : в образовании, здравоохранении, право на отдых, досуг, семью и т. д. Такие сложные вопросы, закрепленные в нормативных актах, понятны специалистам и взрослым, но они не понятны детям. Поэтому мы и обращаемся к сказке, чтобы показать, как в доступной форме воспитать в ребёнке хорошего человека, обезопасить его от определённых жизненных передряг.
Русский народный фольклор это ещё и мощный регулятор поведения! Не каждый с детства знает закон, право, но с детства на сказках учиться нормам поведения, постигает, что такое добро и зло, даже не предполагая, что фактически, через сказочную действительность познаёт правила жизни, законы бытия. Именно сказки предоставляют возможность в понятной и увлекательной форме проиграть правомерные варианты поведения, увидеть злоупотребление правом, нарушения, понять способ защиты.
Что такое право на жизнь? Ребёнку сложно понять и поэтому, рассказывая сказку «Колобок» ,мы говорим, что очень плохо, что Колобка съели, так нельзя делать. А в сказке «Три поросёнка» все сильно переживают за героев, сочувствуют и понимают, как же важна жизнь! Через сказки «Дед Мазай и зайцы», «Муха - цокотуха», «Спящая красавица» мы показываем, что в любой ситуации есть выход, чтобы спасти жизнь другого человека, живого ли существа, или сказочного.
Право на охрану и укрепления здоровья мы встречаем в сказке «Доктор Айболит», где главный герой преодолевает все препятствия лишь бы только спасти заболевших зверят. Обсуждая сказку «Петушок и бобовое зёрнышко» мы даём детям понять, как важно заботиться о своём здоровье, не торопиться, слушаться старших.
Задуматься о праве на достойный уровень жизни помогает «Сказка о царе Салтане», где ребенка сажают в бочку, отправляя в море. И мы радуемся, что он достигает берега и живет в прекрасных условиях, в дальнейшем становясь достойным человеком. Мы понимаем то, что в какие условия будет помещен ребенок, таким и будет результат. Если он будет лишен возможности учиться, если будет воспитываться в жестоких условиях, то из него вырастет жестокий человек, который так же будет воспитывать своих детей и соответственно вести себя в обществе. А общество будет нести ответственность, что воспитало такого человека, поэтому мы говорим о том, что образование в РФ обязательно, оно в дальнейшем даст достойный уровень жизни.
Через сказки мы объясняем, что есть определенные ситуации, с которыми в одиночку очень сложно справиться. К примеру, в сказке «Крошечка–Хаврошечка» главная героиня становится сиротой, но судьба посылает ей друга – Коровушку, которая помогает ей даже после своей смерти. В этом огромный смысл показать, что даже в таких ситуациях сиротства ребенок не остается один, что есть специальные детские дома, в которых заботятся о детях.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» мы ребенку говорим о том, что несмотря на все возможности, которые тебе дает жизнь, можно все потерять и остаться у разбитого корыта. Здесь право на достойный уровень жизни граничит с обязанностью следить за тем, чтобы этот уровень жизни себе сохранить.
Нарушение права на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия мы встречаем в сказках «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Мальчик с пальчик», «Маленький Мук».
Читая сказку «Гуси-лебеди», говорим о праве на безопасные условия жизни. Когда малыши слушают эту сказку, им в доступной форме представляется, что оставлять детей в опасности нельзя. В сказке ребенок спасается, демонстрируется то, что зло побеждено, что оно недопустимо.
В сказке «Морозко» мы наблюдаем также нарушение права на семью. Здесь наглядно показывается, насколько затрагиваются тонкие чувства ребенка, когда он лишается этого права. Мы видим целый комплекс нарушений прав, когда девочку вывозят в лес, оставляют одну. Но тут же ей приходит на помощь Морозко и дети понимают, что зло неприемлемо, а добро побеждает.
Если мы через сказку рассмотрим сложные законы, то сможем найти массу примеров :
«Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» - статья 139 «Нарушение неприкосновенности жилища»;
«Золушка», «Морозко» - статья 136 «Нарушение равенств прав и свобод человека и гражданина»;
Читая сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», мы рассматриваем право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь и свободу.
Анализируя сказку «Три медведя», размышляем, как могла девочка одна оказаться в лесу. Родители не исполнили обязанности по воспитанию ребенка, не проявили родительскую ответственность, что повлекло к неприятным последствиям. Девочка без разрешения попала в жилище, но жилище каждого неприкосновенно. Никто не в праве проникнуть в чужой дом и там хозяйничать. Маша сломала стул медвежонка – тут мы объясняем то, что нельзя брать чужое и ломать.
В сказках любимых героев обижают, значит нарушают их права. Но сказка тем и хороша, что в ней добро побеждает зло, и у наших героев находятся защитники, которые им помогают. Обидчики наказываются, а добро обязательно торжествует. Так у детей, после слушания сказок и воспитается понимание того, что и в их тяжелых случаях, кто-нибудь да поможет, защитит.
Использованная литература:
- Афанасьев А. Н. Русские детские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева П. -М. : Детская литература,1986 -539 с.
- ШорыгинаТ. А. Беседа о правах ребенка МТЦ «Сфера», 2007- 144 с.
- Козлова С. А. Мы имеем право М. : Обруч, 2010- 208 с.
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-prava-rebenka-cherez-prizmu-skazok-kl-3801680.html