ИРИНА ПОПОВА
Изотерапия как метод психологической коррекции детей с расстройством аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Изотерапия является одним из направлений арт-терапии. Арт-терапия – метод психотерапии, использующий творческую активность человека для решения его психологических проблем. Наиболее часто к методу изотерапии прибегают для реабилитации детей с особенностями развития.
Публикация «Изотерапия как метод психологической коррекции детей с расстройством аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изотерапия в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Я работаю с детьми имеющими расстройство аутистического спектра. Такие дети имеют сложности в восприятии мира, у них нарушено представление о целостной картине мира. Они воспринимают мир, как разрозненный хаотичный набор элементов. Дети с РАС помимо трудностей в интеллектуальном развитии, испытывают трудности в выражении своих чувств. Эти дети чаще замкнуты, эмоционально неустойчивы и двигательно - расторможены. Дети, страдающие аутизмом, испытывают трудности в социальном и вербальном общении.
Как показывает практика, изотерапия является эффективным средством коррекции широкого спектра нарушений при аутизме. Изотерапия существенно снижает агрессивность, тревогу у детей с РАС. Данный эффект основывается на выражении ребенком различного рода эмоций, переживаний, желаний, в том числе отрицательных, которыми он зачастую не может поделиться с окружающими в адекватной форме, проявляя агрессивное, либо тревожное поведение. Изотерапия способствует снятию эмоционального напряжения, т. к сам процесс художественной деятельности позволяет создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство защищенности, уверенности, стабильности.
С помощью изотерапии ребенок приобретает коммуникативные навыки. Рисование, либо другая художественная деятельность - невербальна, что для некоторых аутичных детей является единственным средством общения с миром.
В процессе творческой деятельности, положительное влияние оказывается на развитие мелкой моторики и воображения. Изотерапия способствует сенсорному развитию, снимает мышечное напряжение, что, в свою очередь, позволят осуществлять коррекцию аутостимулирующего поведения. Происходит развитие психических процессов : памяти, восприятия, внимания, воображения и др.
Особенностью изотерапии является без оценочное восприятие всех работ: нет «правильного» или «неправильного» рисования. Главное установить с ребёнком эмоциональный контакт, необходимого для взаимного обмена чувствами, образами и идеями, осуществляемого как напрямую (с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосредованно изобразительными средствами.
Занятия изотерапией могут отличаться друг от друга в зависимости от направления, формы работы и особенностей подхода. Для занятий может быть выбран различный художественный материал (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей, и соответствующий ему вид деятельности. Существует ряд художественных техник, применяемых в изотерапии.
Упражнение «Рисуем ладошками»
Ладошка ребенка окрашивается гуашью, затем прикладывается к листу. Полученный отпечаток дорисовывается до задуманной картинки (животное, цветок, солнце).
Упражнение «Кляксография»
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.
Упражнение «Мятая бумага»
Бумага для рисования сначала мнется, затем разглаживается так, чтобы на ней можно было выполнить рисунок. Используются любые карандаши, краскиит. д. Форму листа можно изменить по желанию.
Упражнение «Рисуем пальчиками»
Обмакивание пальцев в гуашь и рисование руками. Можно оставлять как отпечатки пальцев, или использовать руку как кисть.
Упражнение «Каракули»
Техника свободного движения карандашом по бумаге. Движение руки свободное, не задумывайте никаких образов. Просто рисуете любые каракули, не придавая им никакого смысла.
Упражнение «Цветовые акценты»
Рисование в свободной технике.
1) Выбирается какой-то один цвет. Этот цвет используется для изображения различных форм. Желательно определить смысл этого цвета, почему выбран именно он.
2) В рисунке используются оттенки одного цвета.
3) Используются различные цвета по желанию ребенка.
Упражнение «Рисование солью»
Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
Упражнение «Мыльные пузыри»
В стакан с водой надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые узоры готовы.
Эффективность занятий изотерапией, зависит от регулярности проводимых занятий, степени вовлеченности ребенка с РАС в процесс творчества, настроения ребенка на момент занятия, его желания заниматься конкретным видом деятельности, состава группы, где проводятся занятий (наибольший эффект достигается во время индивидуальных занятий).
Таким образом, грамотно и профессионально подойдя к занятиям изотерапией в работе с аутичными детьми, можно достигнуть существенных как творческих результатов, так и целостного всестороннего развития личности ребенка с РАС.
Библиографический список:
4. Лебедева Е. Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР, М. 2004г.
5. Луговых Н. И. «об эмоциональном раскрепощении в процессе художественного творчества» Д. в. 2006г.
1.«Арт-терапия как средство эмоционального развития детей с ограниченными возможностями здоровья» Ануфриева В. Н., Клишина Л. И.
3. Копытин А. И. «Практикум по арт-терапии» С. -П. 2000г.