Елена Дмитриева
Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это этап психического развития ребёнка от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Публикация «Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
По мнению Д. Б. Эльконина, дошкольный возраст - это время интенсивного развития у детей и один из периодов становления личности [3, с. 54, 55]. По мнению отечественных и зарубежных авторов в области психологии, дошкольный возраст - период чувственного познания окружающего (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина).
В своих трудах И. В. Дубровина отмечает, что дошкольный возраст, сенситивен к тем видам обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребёнок от взаимодействия с людьми, природой, культурой [2, с. 339].
В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира отличается от восприятия взрослого : ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который помогает ребенку все точнее и четче отображать окружающий мир; учится различать нюансы действительности и благодаря этому ребёнок успешнее адаптируется в окружающем его мире, активно познает окружающий их мир: людей, животных, предметы, явления. На этом этапе у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.
Л. А. Венгер считает, что восприятие предметов и явлений материального мира, восприятие их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека и составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, что позволяет организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей [1, с. 4].
Изучению особенностей восприятия у детей занимались психологи Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. А. Ганзена, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, В. В. Мистюк, Т. О. Гиневской, Л. Б. Эльконин, Д. Селли, Д. Картли и другие учёные.
Формирование восприятия именно в дошкольном возрасте, имеет огромное значение, так как именно восприятие есть основа для развития других психических процессов: восприятия, мышления, воображения. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Л. И. Переслени). Ощущения дают материал для этих психических процессов и является источником знаний о мире и лежат в основе познавательных способностей, составляя мощный потенциал развития ребёнка.
Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Развитие восприятия занимает длительный период времени, охватывая дошкольное детство и школьный возраст. В основе становления восприятия лежат перцептивные действия, которые не являются врожденными. Они возникают на основе включения элементарных сенсорных процессов в практические действия детей, по мере выполнениях которых ребенок вынужден учитывать, отображать различные свойства предметов. Осуществляя элементарные практические действия, ребенок решает все более сложные перцептивные задачи, которые приводят к выделению ориентировочной основы этих действий и постепенному оформлению их в сложные системы перцептивных операций.
Огромное значение для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование и лепку отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся четыре раза в неделю.
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы.
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Проблеме развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность посвящены труды таких исследователей, как А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др.
Таким образом, формирование восприятия необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, далее в школе, и для формирования деятельности.
Ссылка на источник:
1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. 2-е изд. стер. - М. : Просвещение, 2007. - 365 с.
2. Дубровина И. В. Психология: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.
3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. 2-е изд. стер. – М. : Педагогика, 2006. - 560 с.
4. Дмитриева Е. Н. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, по специальности 050144 Дошкольное образование по теме РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж», Серпухов, 2016.