суликова нейля
Изобразительная деятельность как средство развития творческой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития творческой активности дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.
Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей -- это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т. е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Н. П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой -- помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной и др., она признавала своеобразие детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин "творчество", ограничивая его словом "детское". Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества. В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова "детское". Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы -- понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых -- только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие -- способ существования личности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.
Показатели наличия творческого начала в изобразительной деятельности детей
Одну из попыток систематизировать критерии оценки детского продуктивного художественного творчества предприняла Н. А. Ветлугина:
1. Отношения, интересы, способности детей;
2. Способы творческих действий;
3. Качество детской продукции.
В первую группу входят:
- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность «вхождения в изображаемые обстоятельства, в условиях ситуации;
- увлечённость, захваченность деятельностью;
- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задания;
- изменение мотивов деятельности, доставляющий детям удовольствие своими результатами; этот показатель, по существу, характеризует направленность воображения, подчинение его творческой задаче (непременное условие работы продуктивного воображения);
- возникновение потребности в творчестве.
Вся группа представленных показателей проявляется на всех этапах творческого процесса : зарождение замысла, его развития и реализации, восприятия и анализа конечного продукта.
Без самодеятельности, инициативы немыслима творческая личность. Способность ребенка эмоционально откликаться на своеобразие окружающего мира – основа таких устремлений. На этом этапе проявляются индивидуальность, своеобразие ребенка. Как следствие такого мировосприятия – возникновение у ребенка желание поделиться своим чувством, рассказать близким людям, что волнует его. Если у ребенка отсутствует своеобразие восприятия мира, трудно ждать своеобразия и оригинальности в его художественной деятельности. Большое влияние на развитие ребенка-дошкольника оказывают взрослые.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий.
В нее входят:
- дополнения, изменения, вариации, преобразования уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях;
- самостоятельные поиски наилучшего решения задания;
- нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно, самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приёмов решения творческих задач;
- быстрота реакции, находчивость в действиях.
Большинство из этих показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания их внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
Третья группа – показатели качества продукции детского художественного творчества :
- нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа;
- индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения;
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки, как – выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе деятельности конкретного ребенка, в целом группы на занятии, вне занятий, в процессе самостоятельной художественной деятельности.
Развитие творчества как качества личности дошкольника должно стать одной из основных задач в системе воспитания ребенка.
Условия развития творчества.
Основное условие развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы – творчество - стиль жизни. Одна из основных задач в системе воспитания ребенка должна решаться во всех сферах жизни и во всех видах деятельности. Безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. Взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, ре-шать любые вопросы по-своему. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. Специальная работа, нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в повседневную жизнь ребенка.
Организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, будет материалом, необходимый для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, общения и т. п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков и т. д. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником для специальных занятий по изобразительной деятельности.
Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность.
Обучение детей изодеятельности должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Освоение соответствующих умений и навыков при обучении должно быть средством, а не конечной целью. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого умения и навыки, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, обобщенными -применимыми в разных условиях.
Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. Мы имеем в виду стимулирование взрослым такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Искренность - главное условие, которое надо обеспечить в детском творчестве. При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, смело, комфортно. Это возможно, если в художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах.
Важнейшим условием развития творчества является комплексное и системное использование методов и приемов. Ведущее значение имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Мотивация задания, предложение действенных методов и подведение ребенка к принятию задачи. Игровые моменты усиливают творческое состояние детей. Вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ.
Безусловно, что материальное обеспечение изобразительной деятельности дошкольника необходимо. Конечно, разнообразие основных и дополнительных материалов, свободный доступ к ним стимулируют творческую активность.
Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества.
Все условия для развития творчества ребенка необходимо создавать в детском саду и дома.