Зиннатуллина Айгуль
Изготовление кукол в татарском народном костюме
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Тема занятия Изготовление кукол в татарском народном костюме
Регламент проведения занятия 2 часа
ДООП ДООП «Английский через искусство» 1 года обучения
Возраст обучающихся 7-8 лет
Цель занятия: - научить обучающихся творчески использовать элементы татарского национального орнамента при изготовлении куклы в народном костюме
Темочки:
- Костюмы и маски своими руками
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Республика Татарстан
- Русская народная культура, фольклор
- Татарский народный костюм
- Темочки
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представление о татарском народном костюме, отдельных элементах национального орнамента;
- продолжить развивать лексический запас, ознакомить с геометрическими фигурами, цветом в татарском национальном костюме, научить называть их на английском языке;
- научить приемам и технике передачи национального колорита при изготовлении творческого продукта;
- формировать умение пользоваться инструкционной картой.
Развивающие:
- развивать умение планировать свою работу, распределять время и ресурсы, контролировать свою работу и оценивать результаты;
- развивать умение анализировать, определять элементы татарского национального орнамента, сопоставлять с элементами других национальных орнаментов (русского, башкирского, английского;
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать творческие способности, воображение, фантазию;
- развивать коммуникативные навыке (готовность к общению, сотрудничеству и пониманию).
Воспитывающие:
- воспитывать потребность познавать культуру родного края, других народов;
- воспитывать толерантность, культуру общения;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, эстетическое отношение к окружающему.
Форма организации обучающихся - Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Характер работы - Творческий, включающий самостоятельную деятельность в соответствии с инструкционно-технологической картой.
Обеспечение практического обучения
Оборудование: компьютер, образцы татарского народного костюма (в видеофильме, созданном в программе Screencast O-matic, шаблоны татарских национальных узоров, геометрические фигуры. Образцы костюмов, элементы орнамента татарского народа.
Материалы и инструменты:
-ножницы, бумажный клей - карандаш, фломастеры, цветные карандаши;
- выкройки из бумаги для изготовления кукол.
Учебно-методическое обеспечение:
- раздаточный материал для закрепления теоретических знаний о национальном костюме (настольная игра «Расставь узоры»);
- образец работы – татарский национальный костюм, платье, калфак, ичиги.
Структурные элементы занятия
Время
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1. Организационная часть 5 мин.
Выявляет отсутствующих.
Проверяет готовность обучающихся к занятию.
Проверяет готовность материалов и оборудования.
Приветствует обучающихся (песня на английском языке «Hello»)
Делает установку на внимание всей группы. Приветствуют педагога и друг друга. Настраиваются на занятие.
2. Проверка знаний техники безопасности 2 мин Перед началом практической части занятия проводится фронтальный опрос знаний правил техники безопасности:
1. Где должны находится ножницы, когда мы не используем их в работе?
2. Как нужно правильно передавать ножницы друг другу?
3. Что нужно сделать при окончании работы?
5. Как нужно работать с клеем? Вспоминают правила безопасности, отвечают на вопросы
3. Подготовка к усвоению новых знаний. Актуализация знаний. Тема сегодняшнего занятия «Изготовление кукол в татарском народном костюме».
Мы познакомимся с искусством орнамента татарского народа, рассмотрим виды орнаментов, их элементы, а затем изготовим куклы, одежду которых украшает орнамент.
Свою творческую работу вы сможете показать родным и друзьям, рассказать им о том, какой вы использовали орнамент и что он означает.
Научившись делать кукол в татарском народном костюме, вы сможете расширить свои знания и создавать целые коллекции, участвовать в конкурсах и выставках, пополнить свой портфолио новыми достижениями.
А для этого нам необходимо узнать об орнаменте татарского народа как можно больше.
Друзья, мы с вами уже немного знакомы с орнаментом. Предлагаю вспомнить о чем говорили на предыдущих занятиях и ответить на вопросы:
Чем отличается узор от орнамента?
Каковы особенности узоров, созданных природой?
Каковы особенности узоров и орнаментов, созданных человеком?
От какого слова произошло слово «орнамент» (от латинского «ornamentum», что значит «украшение»).
Какие предметы быта и искусства с давних пор украшали народные мастера узорами с орнаментом? (вазы, шкатулки и другие предметы домашней утвари, расписывали ими потолки и стены дворцов, вырезали их на деревянных спинках стульев и кресел).
Из каких фигур может быть составлен орнамент (из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из птиц и зверей).
Мы освежили память, вспомнили особенности искусства орнамента. Сегодня более детально остановимся на искусстве орнамента татарского народа. Рассмотрим, как используется орнамент в украшении национального костюма. Отвечают на вопросы:
Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.
Орнамент может быть составлен из линий, геометрических фигур, из листьев, цветов, ягод, даже из фигур птиц и зверей.
3. Усвоение новых знаний 25 мин. Используя видеоролик, рассказывает о народах, проживающих на территории Республики Татарстан и прилегающих рядом с ней территориях, народных костюмах и орнаментах.
У каждого народа есть свои обычаи и традиции, которые выражаются в предметах быта, произведениях искусства. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. Мы с вами живем в Республике Татарстан. В этом году наш народ празднует очень важное историческое событие – 100 летие автономии. На праздничных событиях мы видим очень много людей, одетых в национальные костюмы. Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма.
Мы с вами продолжаем изучать английские слова, знакомиться с культурой английского народа. В отличие от татарского народа у англичан национального костюма нет, у них есть узнаваемая английская форменная одежда. Это, например, костюм бифитеров (Beefeaters- букв, «мясоеды») - расшитый золотом алый камзол, чулки и черная круглая шляпа с полями, - который носят стражники лондонского Тауэра (и надевает английская участница конкурса красоты «Мисс мира»); красные туники и шапки из медвежьих шкур королевской гвардейской пехоты; белые рубашки и бриджи до колен исполнителей танца моррис».
Татарский же костюм имеет свои традиции, он украшается народным орнаментом. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, в тонких узорах ювелирных изделий и др. В мотивах и узорах отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала.
Существует несколько разновидностей орнамента, который используется в татарском национальном костюме :
(на экране представлены разновидности орнаментов).
1. Цветочно–растительный орнамент.
2. Зооморфный орнамент (с использованием образов животных).
3. Геометрический орнамент.
Задание на классификацию: разложить карточки с различными видами геометрического орнамента и назвать цвета геометрического орнамента на английском языке (групповая форма работы).Например,
Colours of these ornament are
RED-красный,
PINK-розовый,
YELLOW-желтый,
BLUE-голубой,синий
GREEN-зеленый
Педагог анализирует работу, выделяет типичные ошибки, разъясняет, как не допускать ошибки.
Итак, мы получили представление о татарском народном костюме, орнаменте. Думаю, что вы сможете воплотить свои знания в практической части нашего занятия.
Перед вами образцы кукол, выполненных в технике «3Д».
Рассмотрим последовательность изготовления 3Д кукол (Демонстрирует процесс изготовления).
• плотную цветную бумагу сворачиваем в конус, края склеиваем, все лишнее отрезаем;
• используя простой карандаш, наводим контур будущей поделки;
• воспользуемся красками или фломастерами и разукрасим нашу куклу;
• сделанную верхушку куклы приклеиваем к конусу, чтобы переход был гладким, можно сгладить вырез салфетками. (Приложение 2)
Представьте, что вы известный модельер татарских национальных костюмов и вас попросили сделать оригинальный татарский народный костюм, какого нигде больше нет!
Просматривают видеоролик.
4. Закрепление новых знаний. Практическая работа 40 мин. • Предлагаю рассмотреть карточки с иллюстрациями, на которых изображены люди разных национальностей в народных костюмах, выбрать изображение человека в татарском народном костюме.
Просмотр мультфильма про геометрические фигуры на английском языке «Shapes song for Kids» ( ссылка: https://youtu.be/TmiwfqlB2yI)
Групповая игра «Лото».
Основа основ традиционного орнамента татар - цветочно-растительные мотивы, криволинейные геометрические фигуры.
Материал: карточки прямоугольной формы, разделенные на две части. На каждой из них изображен элемент узора; варианты отличаются цветом, деталями.
Игровые правила: игроки выкладывают карточки, чтобы изображение какого-либо элемента точно соответствовало тому же изображению другой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои карточки и назовет геометрические фигуры на английском языке.
Ход игры: Принимают участие 2-3 команды. Все карточки выкладывают в центр стола рисунками вниз - это «базар». Каждый игрок набирает определенное количество карточек, о чем договариваются до начала игры. Первым делает ход тот, у кого есть карточка-дуплет. Следующий игрок находит у себя карточку с таким же элементом и кладет ее к первой. Если нет нужной игрок пользуется «базаром». Если «базар» пуст - пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек.
Педагог обобщает результаты игры.
Давайте создадим эмоциональный настрой на предстоящую работу:
«В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, ребята, за дело!»
Приложение 2
Контроль самостоятельной работы, консультирование, оказание помощи.
1. Проверка соблюдения правил ТБ,
Пальчиковая гимнастика «Семья пальчиков» на английском языке (песня «Finger family song»)
«Daddy finger, Daddy finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Mummy finger, Mummy finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Brother finger, Brother finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Sister finger, Sister finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?
Baby finger, Baby finger, where are you?
Here I am, here I am. How do you do?»
Организовывают рабочее место, подбирая необходимый инструмент и материалы для выполнения задания.
Смотрят мультфильм для запоминания геометрических фигур на английском языке
5. Подведение итогов и рефлексия занятия 10 мин. 1. Мобилизует обучающихся на рефлексию своей работы и результатов выполнения работ:
- Скажите, чем вы сегодня занимались:
- Понравилось ли вам выполнять задание по группам?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Посмотрите, какие куклы у вас получились.
Выставка работ. Анализируют результаты своей работы в соответствии с поставленной задачей.
- выполнения норм времени и выработки,
- соблюдения правил безопасности труда.
Убирают рабочие места.
Список использованной литературы
1. Абдулатипов Р. Г. Мой татарский народ. - М. : Классикс Стиль, 2005.- 208с.
2. Завьялова М. К. Татарский костюм. - Казань: ЗАМАН, - 1996.-256с.
3. История и культура родного края/ Сост. Мифтахов Б. М., Исламов Ф. Ф. - Казань: Магариф, 1994.- 191с.
Интернет-ресурсы:
1. hnh.ru›culture/Folk_costume_book
2. avidreaders.ru›book…kostyuma…narodnye-kostyumy
3. komanda-k.ru›Татарстан… татарская-одежда