Ольга Зайцева
Изготовление дидактического пособия «Дерево «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Идея создания данного пособия появилась при оформлении центра природы. Изучив литературу и интернет по данной теме, остановилась на макете дерева, так как занимает мало места в центре природы, многофункционален и может постоянно пополняться в зависимости от возраста детей. Возраст детей моей группы 5-6 лет, поэтому мы наполнили его начальными сведениями по данной теме.
Публикация «Изготовление дидактического пособия „Дерево „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Макеты сезонных деревьев
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Деревья и кустарники
- Дидактические игры
- Темочки
Дерево можно использовать во время совместной образовательной деятельности и в индивидуальной работе с детьми. Сюжетный макет привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании.
Актуальность
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением ФГОС ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Развивающим потенциалом должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы, пространство всего детского сада.
Одной из основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и запомнить последовательность смены времён года.
Мы думаем в настоящее время, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию «Дерево». Исполняются такие пособия разного размера, из различных материалов и прекрасно работают, как наглядный материал. Мы не являемся исключением и хотим предложить свой вариант использования такого пособия.
Цель: формировать представление детей о временах года.
Задачи:
• Познавательное развитие. Формировать умение определять время года по его характерным признакам. Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года.
• Художественно-эстетическое. Приобщать детей к восприятию природы в разное время года, развивать интерес.
• Речевое развитие. Упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает». Активизировать речь, обогащать словарь детей.
• Физическое развитие. Продолжать развивать у детей мелкую моторику пальцев рук.
• Социально-коммуникативное развитие. Формировать эстетическое восприятие, воображение, развивать интерес к природе в разное время года.
Для выполнения работы нам потребуются следующие материалы:
1. Пластиковая панель
2. Нож для бумаги
3. Шаблон древа из бумаги
4. Калька для перевода
5. Клеевой пистолет
6. Фетр 5 цветов
7. Полимерная глина или пластилин
8. Ножницы
9. Акриловые краски
Изготовление пошагово
Рисуем шаблон «сезонного» изделия на листе бумаге, а затем вырезаем. Сам чертеж можно скопировать из Сети, а можно разработать самостоятельно, если, конечно, вы в этом разбираетесь.
Накладываем чертеж на пластиковую панель (нужно сразу взять подходящий кусок с запасом по габаритам).
Вырезаем ножом для бумаги из панели 2 запчасти, одну разрезаем пополам.
При помощи клеевого пистолета склеиваем все части по центру целого дерева, с противоположных сторон.
Затем из фетра вырезаем по шаблону крону дерева 4х цветов, приклеиваем при помощи клеевого пистолета.
Затем можно оформить ствол дерева коричневым фетром так же при помощи клеевого пистолета.
Из фетра и полимерной глины (можно использовать пластилин) изготавливаем декоративные элементы (листочки, цветочки, яблочки и т. п)
Дидактическая игра, основанная на использовании данного дерева, может включать в себя:
• ознакомление с сезонными явлениями и изменениями в живой и неживой природе;
• расширение и обогащение словаря детей: названия птиц, ягод, цветов, насекомых;
• ориентирование в пространстве: вверху – внизу, справа – слева; под - над;
• формирование элементарных математических представлений: различение понятий много, мало, один; большой, маленький;
• игра может обновляться новыми деталями: фигурками животных, (например: медведь и ёж-закрепление животных, которые впадают в спячку, заяц и белка - меняют окрас и т. д., фигурками птиц, а так же сезонными атрибутами в использовании в сюжетно-ролевых играх).
В работе с макетом можно использовать методические приемы: беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, насекомых, птицах, деревьях.
Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок:
Жаркая стоит погода.
Рано солнышко встает.
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай (лето).
Несу я урожай, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек, я (осень).
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (осенью).
Дел у меня немало-я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня.
(зима).
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла.
(весна).
Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько дидактических задач:
• развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;
• формирую умение выделять существенные связи между предметами и явлениями природы;
• расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное отношение к природе.
Заключение
В ходе использования методического пособия «Времена года» были сделаны следующие выводы:
1. В процессе практической деятельности было установлено, что дидактические игры с методическим пособием «Времена года» являются эффективным средством экологического воспитания дошкольников и способствует развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
3. В результате организованной деятельности на основе работы с данным пособием дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир» и т. д. У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят. Дети научились составлять описательные рассказы о временах года, используя картинки.
Развивающая деятельность детей продолжается: формируется умение подбирать предметные и сюжетные картинки; происходит обогащение активного словаря, грамматического строя речи, развитие связной речи.
4. Работа по использованию макета будет продолжена.
Список используемых источников
1. Н. Н. Васильева Н. В. Новоторцева «Развивающие игры для дошкольников» 1997г.
2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева по программе «От рождения до школы» «Комплексные занятия» 2012г.
3. С. Н. Николаева «Парциальная программа «Юный эколог» 2016г.
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» 2016г.
5. «Изменения в природе: времена года. Наглядно-дидактический материал для детей дошкольного возраста», Е. А. Пономарёва, С. А. Иванова
6. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 144 с.
7. Интернет ресурсы.