Надежда Григорьева
Опыт работы воспитателя по программе «Тропинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Два года назад я познакомилась с развивающей программой «Тропинки», под редакцией В. Т. Кудрявцева.
Основная цель программы : создание условий для общего психического развития детей 3 -7 лет средствами развития творческих способностей:, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению. Примерная программа дошкольного образования включает стандартные линии работы с детьми, предусмотренные ФГОС (коммуникативно-личностное, речевое, познавательное, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Публикация «Опыт работы воспитателя по программе „Тропинки“» размещена в разделах
В каждую сферу входит несколько подразделов, названные авторами программы «тропинками».
В сентябре 2018 года я в своей группе взяла «Тропинку в мир математики».
Особенностью методики данной программы является применение принципа двигательной активности на занятиях. Многие математические понятия усваиваются через двигательные образы. Так, например, дети подготовительной к школе группы изображают телом геометрическую фигуру - круг. Для каждой фигуры существует своё движение. А при изучении тел вращения будущие ученики изображают тела, вращаясь вокруг себя.
При выполнении упражнения «Углы», не только происходит знакомство с различными их видами, но и формируется умение преобразовывать один угол в другой.
Движение способствует гармонизации полушарий головного мозга, развивает геометрическое воображение и оптико–пространственные представления.
Изучение порядкового счёта и состава числа происходит в соревновательной игре «Живые числа», которая способствует осмыслению детьми цифр как специальных знаков для записи чисел, учит различать их, находить смежные числа, встраивать их в ряд. В занятия включено много заданий на развитие воображения, так как это направление является приоритетным не только в работе математического блока, но и служит основной концепцией всего проекта.
Многие традиционные настольные игры преобразованы в двигательные игры. В одних играх, дети, получив карточку, должны соединиться в пары, в других – найти определённое место для карточки. В любом случае, при минимуме раздаточного материала, дети не только получают возможность одновременно все участвовать в игре, но и делают это с большим удовольствием, чем проделывая то же задание, сидя за партами.
В ходе непринужденной игры, дети знакомятся с геометрическими фигурами, закрепляют навык счета и знание основных цветов, учатся сопоставлять предмет и его форму, группировать объекты по заданному признаку, по части составлять целое, преобразовывать схематичное изображение в реальное, действовать по заданной схеме и рассматривать вариативность решений.
Игровая деятельность является основной деятельностью дошкольника, поэтому занятия строятся с учётом игровой формы обучения, чему способствует применение инновационных игр – пособий.
Дидактические игры являются частью комплекта «Путешествие в страну математики» для детей от 3 до 7 лет. Предназначены для организации игровой деятельности с детьми и для индивидуальной работы родителей с ребенком. Крупный размер демонстрационных карточек позволяет и рассматривать картинку всем играющим и выкладывать карточки, превращая настольную игру в подвижную.
Д И «На что похоже?»
Цель: Развитие воображения: определение целого по части. Развитие пространственного воображения: формирование умения переводить силуэтные и схематичные рисунки в реальные. Развитие речи: активизация речевой активности.
«Зарядка по карточкам»
Цель: Развитие воображения: определения целого по части. Развитие пространственного воображения: формирование умения переводить силуэтные и схематичные рисунки в реальные. Развитие предпосылок логического мышления: формирование навыков выполнения действия по заданной схеме. Развитие внимания. Развитие моторных навыков: умения держать равновесие, выполнять разнообразные упражнения
«Собираем чемоданы»
Цель: Развитие сенсорики и зрительного внимания
«Спрячь лягушат от цапли»
Цель: Расширение понятий о числе: формирование предпосылок счета с разным основанием. Развитие речи.
«Улица»
Цель: Развивать предпосылки логического мышления: закреплять знание логических и пространственных отношений: «до», «после», «между», «маленький –большой», «высоко –низко», «толстый –тонкий». Развивать воображение: формировать навык определения целого по части. Развивать речь.
Наиболее эффективному усвоению пройденного материала способствуют авторские красочные тетради с развивающими заданиями, предложенными в игровой форме, представляющие собой индивидуальный метод работы в свободное от основных занятий время.
Работая по программе «Тропинки», я еще раз убедилась, что знания, данные в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
«Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом», - эти слова принадлежат не специалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласиться.
Учение должно быть радостным