Любовь Булгакова
Воспитание экологической культуры дошкольников (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагают деятельный подход к определению содержания и организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников можно осуществлять по всем образовательным областям.
Публикация «Воспитание экологической культуры дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у детей эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Взаимодействие дошкольников с природой в процессе экологического образования развивает психику ребенка, двигательную активность и делает его физически более крепким и здоровым.
Для первоначального ознакомления детей с природой - необходимо создание предметно-развивающей среды. В старшей группе «Ручеёк» создан уголок природы с подобранными растениями для детей данного возраста ; дидактические игры по экологическому воспитанию; центр экспериментирования (опыты, эксперименты, наблюдения). Важным источником знаний о природе являются наблюдения, в уголке имеется календарь природы. Циклы наблюдений провожу в уголке природы и на участке детского сада на протяжении всего учебного года. Наблюдения дают возможность знакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
На прогулках и экскурсиях дети учатся видеть не только красоту окружающего мира, но и приобретают навыки культурного поведения в природной среде, закрепляя не только в памяти, но и на деле правила поведения в природе: «Не сори!», «Не шуми!», «Не груби!». Знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания, как естественной, так и созданной человеком, учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают.
Труд в природе также имеет большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зелёном уголке. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев, уборка сухих листьев в горшках и т. д.) В процессе ухода дети получают представление о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создать.
Оформлена выставка детского творчества, где систематически вывешиваются детские работы и фотографии детей и родителей во время общения с природой.
Большой интерес детей вызывают экологические сказки, которые определяются прежде всего новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Дети совместно с родителями изготовили экологические сказки, участвовали в конкурсе на лучшую экологическую сказку.
Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы, книги. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, за родной край. Использую подобранную детскую литературу в зависимости от времен года и погоды. Приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними стихи. В своей работе подбираю экологические загадки, они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным, и заботиться о растениях и животных.
В своей практике я использую дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-ребусы. Игры организую с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Дидактические игры провожу в часы досуга, на занятиях и прогулках. Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер : «В лес за грибами и ягодами», «Путешествие в лес», и т. д.
Одним из эффективных методов работы я считаю - проектную деятельность, которая является одной из современных образовательных технологий. С её помощью у детей развивается самостоятельность, активность, ответственность, интерес к познанию. Мною был реализован познавательно-творческий проект «Будь природе другом!» .
Его целью было - обогащение знаний детей об окружающем мире; воспитание умения правильно вести себя в природе, бережного отношения к ней.
В ходе проекта с детьми проводила экологические беседы : «Стихийные свалки вредят нашему здоровью», «Зачем нужно беречь природу?», «Что мы знаем о воде?», «Царство животных». Дети с удовольствием участвовали в КВН «Знатоки природы». Была организована выставка «Осенний вернисаж» (пластилинография).
К реализации проекта я старалась привлечь родителей своих воспитанников, поэтому дети совместно с родителями изготовили поделки из бросового материала: «Вторая жизнь ненужных вещей, «Поделки из природного материала».
Дети, совместно с родителями активно участвовали в проведении экологической акции «Украсим «Радугу» цветами».
В своей работе по экологическому воспитанию я использую новую форму работы «Эко-сумка».
Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и родителей желание любить, беречь и охранять природу.