Гиззатуллина Раушания
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкус, ценностные ориентиры.
Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребенка создается специальная педагогическая среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает свои жизненные функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации (в группе) предоставляет каждому ребенку равные возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательной организации, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие
способности (например, стихийность при отборе пособий, непродуманность, нерациональная организация, жесткость зонирования среды, нарушение эстетической гармонии).
Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребё нка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.
Тема нашего семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ»
РППС должна обеспечивать следующие условия:
- реализацию различных образовательных программ
- учет возрастных и половых особенностей
- учёт национально-культурных, климатических особенностей
При построении развивающей предметно-пространственной среды мы учитывали следующие принципы: насыщенности, трансформируемости; вариативности; полифункциональности; безопасности; принцип открытости и доступности.
Социально-коммуникативное развитие
Центр сюжетно-ролевых игр
Создание такой игровой зоны помогает воспитывать умение общаться со сверстниками, играть в коллективе, формирует умение договариваться, распределять роли, обогащает словарный запас детей, развивает коммуникативные и нравственные способности, учит играть группами, развивает речь.
Все атрибуты для сюжетно – ролевых игр находятся в свободном для детей доступе
Центр трудового воспитания
Предназначен для воспитания у детей положительного отношения к труду, формирования и дальнейшего совершенствования элементарных трудовых навыков
Уголок «Юный гражданин России»
Уголок «Юный гражданин России» содержит Российскую государственную символику, иллюстрационный материал, художественную литературу.
Уголок Безопасности
Кабинет ПДД
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Познавательное развитие
Центр строительства и конструирования из деталей
Содержит конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор; мобилен: можно перемещать в любое место группы.
Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания
Центр опытно-экспериментальной деятельности и природы
В нё м находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, песочные часы, воронки, весы, термометры, природный материал, крупы, картотека игр-экспериментов.
Центр настольно-печатных игр
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной или дидактической игрой.
К таким играм относятся: мозаика; дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»); пазлы; лото; домино; шашки и др.
Математический уголок
пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
Речевое развиьтие
Литературный центр (книжный уголок)
Содержание литературного центра (книжного уголка) соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказки, детские периодические издания, энциклопедии и др. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В центре книги помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.
Художественно-эстетическое развитие
Центр изобразительного искусства
Цель создания центра: формирование интереса к изобразительной деятельности, развитие воображения, фантазии, мелкой моторики рук, воспитание аккуратности, самостоятельности, усидчивости. Уголок выполняет образовательную функцию, приобщает детей к изобразительному искусству, к декоративно - прикладному искусству.
Оборудование и материалы: карандаши, пластилин, бумага, доски для лепки, раскраски, линейки, фломастеры,трафареты.
Центр театрализованных (драматических игр)
В центр театрализованных (драматических игр) имеются различные виды театра (перчаточный пальчиковый, деревянный, настольный, на магнитах и т. д., маленькая ширма для настольного театра, атрибуты для ряженья – элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее). Имеются костюмы, маски и атрибуты для разыгрывания сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят». Имеется картотека театрализованных игр.
Центр музыки
Центр музыки - это место, где дети познают музыку и ее красоту. Благодаря этому процессу ребенку прививается желание любить и познавать прекрасное. Центр поможет развить воображение, активизировать эмоциональную сферу, мышление, речь. Здесь имеются разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами, дидактические игры на развитие музыкального слуха
Физическое развитие
Центр двигательной активности
Основное назначение центра двигательной активности – формирование ценностного отношения у детей к своему здоровью и совершенствование двигательных навыков и умений.
Оборудование и материалы: мячи, обручи, кегли, мешочки с песком, «кольцеброс», атрибуты для проведения подвижных игр.
Уголок отдыха
Создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда, созданная в детском саду, обеспечивает:
-максимальную реализацию образовательного потенциала;
- наиболее эффективное развитие индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
-возможность двигательной активности детей;
- возможность для уединения.