Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.
▼ Скачать + Заказать документы
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
тема: Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.
Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка, в частности воспитание послушания, формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.
Публикация «Воспитание ребёнка в различных видах деятельности,» размещена в разделах
Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности, в различных жизненных ситуациях. В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка.
Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью, общением, подкреплять активность, успех.
Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью, средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.
Совместные игры родителей с детьми помогают:
- установить контакт,
- взаимопонимание,
-добиваться выполнение требований без особого нажима.
Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности:
- сблизится с ребёнком,
- узнать его внутренний мир.
Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка. Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка, они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок, обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.
Обучать ребёнка игре должны взрослые.
Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.
Родители не играют с детьми по разным причинам:
- «прячутся» за свой возраст,
- ссылаются на занятость: считают, что на совместную игру уходит много времени.
Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может :
- что-то сломать, порвать, испачкать,
- раскидать игрушки, «потом убирай за ним, а знания он и так получит в детском саду».
Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть :
- можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;
- следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности;
- ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль, поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.
Для 3 – 4 летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел», «Поедим на дачу» и др. Родителям следует:
- обращать внимание на разговор персонажей;
- сводить к минимуму число сюжетных игрушек;
- использовать предметы-заменители;
- действовать с воображаемыми предметами.
Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте, то родителям рекомендуется:
- направлять игру детей, не разрушаю её;
- сохранять самодеятельный и творческий характер;
- сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.
С детьми 5 – 6 лет можно использовать косвенные методы:
- наводящие вопросы,
- совет,
- подсказки,
- введение дополнительных персонажей, ролей.
По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.
Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки:
- во время прогулок,
- семейных праздников,
- повседневных домашних дел.
Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка, в значительной мере зависит от взрослых.
Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка.
Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания, формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность, оставляющая ребёнку удовлетворение, радость.
Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнка в семье двумя путями:
- во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание, когда родители формируют у ребёнка любовь труду, полезные навыки и привычки;
- во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитывают сами условия жизни семьи: быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.
Воспитание, в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно-ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности. Следует давать ребёнку знания о том, кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.
Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье :
- определить цель труда (если ребёнок сам решает, что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);
- помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;
- учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
- показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
- пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;
- выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
- вспомнить вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим, младшим и др.);
- поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
- систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
-привлекать ребёнка к труду взрослых, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
- организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия);
- использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;
- пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;
- поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);
- читать художественные произведения, посвящённые людям труда, рассматривать иллюстрации, обращать внимание ребёнка на то, как трудятся люди (на прогулке, в магазине и т. д.).
При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить, что:
- удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;
- у ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;
- особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);
- необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка;
- при оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять, что он сделал хорошо и в чём ошибся;
- оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
- важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.
Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями. Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность.
Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно.