Елена Дука
Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ-детский сад №16 «Колокольчик»
Статья: Оздоровление детей дошкольного возраста в ДОУ (из опыта работы МБДОУ-детский сад № 16 «Колокольчик»).
В статье освещен опыт работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по организации и проведению комплекса оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни детей. Приводятся примеры лечебно-профилактических мероприятий, использования разнообразных форм и методов в оздоровлении детей и работы с родителями.
Публикация «Оздоровление детей в условиях ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
«Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье».
Генрих Гейне
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очевидна и значимость формирования у детей определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Воспитание физически здорового ребенка стало главным стержнем в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Современная социально-экономическая ситуация привели к резкому ухудшению здоровья населения России, главным образом детского. Решить задачи физического воспитания и развития детей, снижения их заболеваемости можно только совместными усилиями педагогов, медицинских работников и родителей.
По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются актуальными задачами, стоящими перед обществом.
В МБДОУ-детском саду № 16 «Колокольчик» была разработана программа «Воспитание привычки к здоровому образу жизни» на 2010-2013 годы для детей с 2-7 лет, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них мотивационных основ здорового образа жизни.
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на организм, является физическое воспитание. Современная физиологическая наука вкладывает в это понятие очень широкое содержание: сохранение и укрепление здоровья; закаливание, развитие мышечной силы, быстроты движений, выносливости, гибкости и ловкости; воспитание привычки к ежедневным занятиям физической культурой; устойчивость организма ребенка к внешним неблагоприятным воздействиям.
Реализация различных оздоровительно-профилактических программ в ДОУ приводит к позитивным результатам. Однако уровень заболеваемости дошкольников в целом остается на высоком уровне и не имеет выраженной тенденции к снижению в течение последних лет.
Поэтому в ДОУ были поставлены следующие задачи для проведения анализа педагогической деятельности по физическому развитию и укреплению здоровья детей :
1. Анализ состояния здоровья воспитанников и мониторинг образовательной области «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей.
2. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей.
3. Внедрение в деятельность ДОУ системы здоровьесберегающей деятельности.
4. Формирование мотивации здорового образа жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Анализ состояния здоровья детей и мониторинг образовательной области «Здоровье» и образовательной области «Физическая культура» детей в ДОУ осуществляется медицинским работником, воспитателем и инструктором по физической культуре, который позволяет своевременно скорректировать систему здоровьесберегающей деятельности в ДОУ с учетом индивидуальных особенностей детей.
Сводная таблица по состоянию здоровья воспитанников за 2010-2012 учебные годы.
Группы здоровья 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Первая 24 % 31% 39%
Вторая 54 % 51,4% 49 %
Третья 17 % 16 % 12 %
Четвертая 3 % 0,8 % -
Пятая 2 % 0,8 % -
Кол-во детей 127 130 146
Анализируя состояние здоровья детей в течение 3-х лет, нужно отметить, что здоровых детей стало больше на 15%. Во второй группе здоровья на 5% детей меньше, чем в 2010 году. По сравнению с 2010 годом в 2012 году детей с четвертой и пятой группой здоровья нет.
Мониторинг образовательной области «Физическая культура» в 2010 г. показал, что 85% детей соответствуют возрасту, 15% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 93% соответствуют возрасту, 7% детей с индивидуальными возможностями. В 2012 г. 97% детей соответствуют возрасту, 3% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12%, (дети соответствуют возрасту) и уменьшилось на 12% детей с индивидуальными возможностями.
Мониторинг развития детей по образовательной области
«Здоровье» за 2010-2012 учебные годы
Мониторинг образовательной области «Здоровье» в 2010 г. показал, что 87% детей соответствуют возрасту, 13% детей имеют индивидуальные возможности. В 2011 г. 87,5% ребенка соответствуют возрасту, 12,5% детей с индивидуальными возможностями. В 2012 г. 95% детей соответствуют возрасту, 5% детей имеют индивидуальные возможности (см. Гистограмму, можно сделать вывод, что состояние здоровья воспитанников улучшилось на 12 %, (дети соответствуют возрасту) и уменьшилось на 8 % детей с индивидуальными возможностями.
Такие показатели получены в результате целенаправленной, систематически спланированной работы по оздоровлению детей в ДОУ.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в детском саду созданы определённые условия. В группах имеются уголки физической культуры, где располагаются различные физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарем. Всё это повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка, что поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и их интерес к разным формам двигательной активности.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования разнообразных форм и методов в оздоравливании детей.
Система здоровьесберегающей деятельности.
1. Обеспечение здорового ритма жизни
. соблюдение режима дня
•соблюдение объема образовательной нагрузки
•щадящий режим (особенно в адаптационный период и после болезни)
•гибкий режим
•благоприятный психологический климат в группе
2. Физические упражнения
• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• подвижные игры
• профилактическая гимнастика
• пальчиковая гимнастика
• спортивные игры на прогулке
• физкультминутки
• танцы, ритмическая гимнастика
• пешие прогулки за пределами детского сада
3. Гигиенические и водные процедуры. Закаливание.
• умывание
• мытье рук
• обтирание тела
• мытье ног (летом)
• полоскание горла
4. Световоздушные ванны
• проветривание помещений (в том числе сквозное)
• сон при открытых фрамугах
• прогулки
• обеспечение температурного режима и чистоты воздуха
5. Активный отдых
• развлечения, праздники
• дни здоровья, викторина, веселые старты.
6. Питание
• сбалансированное питание
• витаминизация блюд
• ежедневное употребление соков
• кислородный коктейль
7. Свето- и цветотерапия
• обеспечение светового режима
• цветовое и световое сопровождение среды
8. Музыкотерапия и сказкотерапия
• музыкальное сопровождение режимных моментов
• музыкально-театральная деятельность
9. Пропаганда ЗОЖ
• эколого-валеологические беседы
• организация физкультурных праздников
• организация спортивных мероприятий
• проведение совместных спортивных мероприятий с родителями
10. Лечебно-оздоровительные мероприятия В соответствии с особым графиком.
Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду. С учетом этого была разработана модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Модель организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми нами была разработана система лечебно-профилактических мероприятий.
План лечебно-профилактических мероприятий
Месяц Лечебно-профилактические процедуры
1 квартал
Сентябрь
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно
3. Умывание прохладной водой 14°-16°С
4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
5. Оздоровительная гимнастика после сна
6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и йода
1. Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.
Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)
2. Калия иодит ежедневно 1 таб. во время завтрака
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Витаминизация
Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю
Кислородный коктейль
Октябрь
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно
3. Умывание прохладной водой 14°-16°С
4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
5. Оздоровительная гимнастика после сна
6. Упражнения и игры направленные на улучшение и развитие зрительных функций – в течение месяца ежедневно.
7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
8. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа
1. Вакцинация против гриппа
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Витаминизация
Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю.
Кислородный коктейль
Ноябрь
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе – регулярно
3. Умывание прохладной водой 14°-16°С
4. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
5. Оздоровительная гимнастика после сна.
6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Витаминизация
Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.
Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)
Отвар шиповника, морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю
Кислородный коктейль
2 квартал
Декабрь
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе
3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой
4. Оздоровительная гимнастика после сна
5. Общие развивающие упражнения, направленные на развитие двигательной активности: со снарядами, обручами, гимнастическими палками и т. д.
6. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
7. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа
1. Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.
Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)
2. Противовирусные химиопрепараты: оксалиновая мазь – 2 недели заклад. в нос.
Витаминизация
Кислородный коктейль
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Январь
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе
3. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой
4. Оздоровительная гимнастика после сна
5. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
6. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ и гриппа
1. Противовирусные химиопрепараты: оксалиновая мазь – 2 недели заклад. в нос.
Витаминизация
Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю
Кислородный коктейль
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Февраль
1. Закаливание
2. Воздушные ванны в сочетании с утренней гимнастикой
3. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
4. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
5. Игры, прогулки на свежем воздухе, старшая и подготовительная группы – ходьба на лыжах.
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Витаминизация
Отвар шиповника/чаи с лимоном 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю
Кислородный коктейль
3 квартал
Март
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе
3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки
4. Умывание прохладной водой 14°-16°С
5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
6. Оздоровительная гимнастика после сна
7. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.
8. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Сезонная иммунокоррегирующая профилактика ОРЗ
Элеутерококк 1 капля 1 год жизни 2 недели
Витаминизация
Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.
Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)
Кислородный коктейль
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой
Апрель
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе
3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки
4. Умывание прохладной водой 14°-16°С
5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
6. Упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата (для мышц живота, спины, плечевого пояса, нижних и верхних конечностей) в течение месяца. Массаж для ослабленных детей.
7. Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций.
- упражнения, снижающие утомление, облегчающие зрительную работу на близком расстоянии
8. Комплексы дыхательной гимнастики в течение дня в помещении и на прогулке.
9. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Витаминизация
Отвар шиповника/морс из клюквы 150,0 мл – ясли, 200,0 мл - старшие группы 1-2 раза в неделю
Кислородный коктейль
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой.
Май
1. Закаливание
2. Игры, прогулки на свежем воздухе
3. Ходьба босиком по ковру во время физминутки
4. Умывание прохладной водой 14°-16°С
5. Дневной сон в хорошо проветриваемой комнате
6. Улучшение зрения через упражнения, способствующие тренировке аккомодации
7. Упражнения на развитие равновесия, координации движения (тренировка вестибулярного аппарата)
8. Комплексы дыхательной гимнастики в течении дня в помещении и на прогулке.
9. Комплексы гимнастики по профилактике плоскостопия, нарушения осанки.
Витаминизация
Поливитамины по 1 др. в день 2 недели.
Ежедневная витаминизация третьего блюда в количестве 40 мл аскорбиновой кислоты (дети от 1 года до 6 лет)
Кислородный коктейль
Профилактика стоматологических заболеваний и горла
Полоскание горла и полости рта настоем трав, водой.
Мы считаем, что успех в работе зависит не только от верно выбранных методов и приемов, принципов взаимодействия, но и от правильно организованной совместной деятельности с родителями. Ведь семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании, в том числе и физическом, основную, долговременную и важнейшую роль.
Результаты анкетирования родителей, проводимого в детском саду в 2010 году показало, что лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20% родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6% считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 13% родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду. Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать дополнительную работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Поэтому наша работа с семьей, направленная на формирование у детей навыков здорового образа жизни, включает:
перспективное планирование работы с семьей в определенный возрастной период детей;
создание развивающей среды в группе с помощью родителей;
усовершенствование и внедрение новых форм работы с родителями с целью заинтересовать их в решении этой задачи;
рекомендации для родителей по формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
Практикуем следующие формы работы с родителями.
1. Проведение родительских собраний
Особо популярны те собрания, которые проводятся в нетрадиционной форме, где родители самостоятельно рисуют, пишут и т. д., когда воспитатель демонстрирует различные приемы работы с детьми, объясняет, чему учатся дети, когда они чем-то заняты. У родителей складывается впечатление о развитии своего ребенка, его достижениях и перспективах.
2. Педагогическое просвещение родителей
Цель – повышение уровня педагогической культуры. Информационные стенды, памятки для родителей, консультирование специалистов из различных служб (по запросам родителей).
3. День открытых дверей, где родители могут воочию увидеть, как проходит день ребенка, чем он занимается.
4. Организация выставок, конкурсов (тематика разнообразная)
Цель мероприятий – привлечение родителей к жизни детей в детском саду, их интересам.
5. Досуговые мероприятия.
Детские праздники, дни рождения, чаепития, спортивные развлечения.
6. Фотовыставки на тему оздоровления.
Заключение
Итогом реализации программы явилась положительная динамика состояния здоровья детей. На данный момент в детском саду 146 детей. 39% детей имеют первую группу здоровья, 49% детей – вторую, 12% - третью группу здоровья. Средняя посещаемость – 83%.
Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной программы «Воспитание привычки к здоровому образу жизни». У детей повысился уровень культурно-гигиенических навыков. Дети стали проявлять активность и самостоятельность при самообслуживании, на занятиях, в играх, в разнообразном труде. Повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, дети стали выдержаннее и внимательнее. Главное то, что улучшилась эмоционально-двигательная сфера ребенка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринужденность, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное и осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и выразительной.
Проведение в ДОУ определенных оздоровительных мероприятий привело к тому, что количество болевших детей в год уменьшилось. А посещаемость детей возросла. Дети с удовольствием занимаются физическими упражнениями. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт.
Родители осознали ценность здорового образа жизни как для детей, так и для себя. Увеличился процент обращений за психолого-педагогической помощью к сотрудникам детского сада; организуя совместные спортивно-оздоровительные праздники и развлечения, добились 64% посещаемости родителями данных мероприятий; родители стали инициаторами проводимых мероприятий.
В дальнейшем особое внимание будет уделено:
формированию у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья;
новым формам взаимодействия с родителями;
совместному созданию предметно-развивающей среды.
Список литературы
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка (Программа «Здоровье») // Дошкольное воспитание. 1993. - № 11.
2. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. – М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
3. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий /авт. -сост. М. А. Павлова,М. В. Лысогорская, канд. психол. наук. – Волгоград: Учитель 2009.
5. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт. -сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. М. : АРКТИ, 2000.
6. Кузнецова М. Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий /М. Н. кузнецова. – М. : айрис-пресс, 2008.
7. Куркина И. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах. – СПб. : Образовательные проекты. М. : НИИ школьные технологии. – 2008.
8. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. -М., 1997.
9. Матвеев C.B., Черпаченко С. А., Парамонова Г. Н. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания: Метод, рекомендации. СПб. : Изд-во ГТТМА, 2000.
10. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье // Дошкольное воспитание, 1998.-№ 6.
11. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91)
12. Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» СанПиН 2.4.1. 2791 -10.
13. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года).
14. Храмова И. И., Пахомова О. В. К вопросу о воспитании у дошкольников потребности в здоровом образе жизни // Современные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.