Ольга Антюшина
Из опыта работы «Система планирования воспитательно-образовательного процесса как успешный фактор адаптации детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хотелось начать со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка».
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступающим детям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группах, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольной организации. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального воспитания. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад, изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.
Публикация «Из опыта работы „Система планирования воспитательно-образовательного процесса как успешный фактор адаптации детей„» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Опыт работы, практика
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Понимая важность выше сказанного, проанализировав свою деятельность, я поняла, что для того, чтобы работа была выстроена системно и планомерно, необходимо выстроить алгоритм работы со всеми участниками образовательных отношений и начать необходимо с планирования.
Я работаю в группе раннего возраста с 2014 года и каждый год на смену одним деткам приходят другие малыши. Я беспокоилась, ставя перед собой вопросы: «Какие эти дети?», «Как с ними работать?», так как из домашних условий, из маминых рук они попадают в новое окружение, новую обстановку. Поэтому моя задача, создавать условия образовательной деятельности, которая позволит снизить психофизическую нагрузку у детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ. Основной набор детей в мою группу проходит в течении 3 месяцев лета. Поэтому я разработала перспективное планирование расчитанное на 3 месяца.
Свою работу начала с постановки цели и задач по созданию условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, которые представлены на слайде.
Следующим этапом моей работы было составление перспективного планирования ежедневной совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых, в которое я включила все основные деятельности детей, в соответствии с их основными возрастными особенностями.
Следующим этапом моей работы стала разработка перспективного планирования по гибкому режиму на адаптационный период для детей раннего возраста. Планирование предусматривает интеграцию с общим перспективным планированием группы по различным видам деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста. Хочу рассказать на основе первой недели, здесь уже видно, определена тема недели, основные виды деятельности на неделю, распределена деятельность по дням недели.
Сохраняя эмоциональное здоровье ребенка в адаптационный период, нельзя забывать о физическом здоровье детей раннего возраста. Поэтому обязательно в планировании была разработана система оздоровительных мероприятий, которые проводятся ежедневно в течении летнего адаптационного периода.
От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. И поэтому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ. Воспитатели и родители должны объединить свои усилия и обеспечить ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Для решения этой задачи я составила перспективный план по работе с родителями на адаптационный период. Взаимодействие с семьями своих воспитанников выстроила с использованием коллективных и индивидуальных форм работы, включающих как теоретическую, так и практическую направленность. Эти формы работы представлены на слайде.
Еще один немаловажный момент в планировании адаптационного периода, это фиксация результатов каждого дня пребывания ребенка в детском саду, его эмоционального и физического благополучия. Для этого в планирование был добавлен еще один раздел «Лист адаптации», который служит приложением к ежедневному календарному планированию. Результаты этого листа адаптации по каждому ребенку находят отражение в ежедневном календарном планировании, которая в нашем детском саду планируется вот по такой модели.
Данное перспективное планирование является основной для ежедневного календарного планирования воспитательно –образовательного процесса. В разделе «индивидуальная работа», я прописываю индивидуальную работу с детьми на основании листа «адаптации». Далее все графы этого планирования заполняются в соответствии с перспективным планированием деятельности, с которой я вас познакомила.
В заключении своего выступления хочется отметить, что система планирования воспитательно – образовательного процесса в адаптационный период четкая, профессионально слаженная работа педагогов, участие родителей и благополучный микроклимат в ДОУ- залог оптимального течения адаптации.