Чирохина Ольга Николаевна
Из опыта работы по организации мини-музея в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Хочу поделиться своим опытом по созданию мини – музея в условиях ДОУ.
Интерес к данному направлению возник в связи с заинтересованностью детей музейным делом во время посещения художественной галереи, краеведческого музея, музея народной игрушки в своем городе.
Публикация «Из опыта работы по организации мини-музея в ДОУ» размещена в разделах
Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Организуя мини-музей в нашем детском саду, мы преследовали следующие цели:
Реализация направления «Музейная педагогика».
Обогащение предметно-развивающей среды в МКДОУ.
Исходя из целей, определили задачи:
Обогащение воспитательно - образовательного пространства новыми формами.
Формирование у дошкольников представления о музее.
Расширение кругозора у дошкольников.
Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Развитие творческого и логического мышления, воображения.
Формирование активной жизненной позиции.
Определяясь с местом расположения мини-музея, мы выбрали оптимальный вариант: решили организовать свой мини-музей в помещении библиотеки детского сада, так как там нет перенасыщенной среды, зато имеются столы для познавательно-исследовательской деятельности и рассматривания наглядного материала, дидактических игр, мультимедийная установка, позволяющая познакомиться с объектами, которые невозможно представить на экспозиции. Данное помещение дает возможность посещать экспозиции всем группам детского сада, не нарушая воспитательно-образовательный процесс.
Оформление мини-музея.
Внимание детей дошкольного возраста еще не достаточно сформировано. Оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Поэтому эффективность всей работы в мини-музее зависит от удачного расположения и привлекательности экспонатов.
Мы использовали вертикальное расположение экспонатов (на полочках, стеллаже, стенд для наглядной информации, речевого материала, дидактических игр, легких экспонатов, а также мультимедийную установку.
Продумали формы работы в мини-музее:
1. Беседы с детьми, рассказы.
2. Экскурсии для детей.
3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.
4. Дидактические игры.
5. Загадки.
6. Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
На подготовительном этапе проводилась работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, посетили картинную галерею, краеведческий музей. Рекомендовали родителям посетить вместе с детьми местные музеи.
Далее определились с тематикой экспозиций. Некоторые мы старались связать с изучаемой лексической темой (например: мини-музей посуды, электроприборов и т. д., некоторые с явлениями общественной жизни, другие с интересами самих детей.
За 2013-2014 учебный год в мини-музее было представлено пять экспозиций (одна в два месяца):
• «Электроприборы». Цель: Расширять представления детей об электроприборах и электричестве; познакомить с историей возникновения некоторых из них; формировать познавательную активность детей; развивать связанную речь, обогащать словарь; познакомить с правилами безопасности при пользовании электроприборами.
• «Такая разная посуда». Цель: познакомить детей с разнообразием посуды и её назначением, материалами из которых её изготавливают; обогащать словарь, формировать грамматический строй речи; воспитывать бережное отношение к посуде.
• «Волшебные предметы». Цель: развивать у детей интерес к русским народным сказкам; активизировать словарь по данной теме; развивать мышление, воображение, объяснительную речь.
• Олимпиада «Сочи 2014». Цель: расширить представления детей об олимпийских играх, о зимних видах спорта; познакомить детей со спортивными достижениями сотрудников и детей детского сада; приобщать детей к здоровому образу жизни.
• «Город кукол». Цель: познакомить детей с разнообразием кукол, историей их возникновения, материалами, из которых их изготавливали; активизировать словарь детей за счет слов: деревянная, соломенная, глиняная, тряпичная, фарфоровая и др. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Мини-музей приспособлен к проведению полноценных занятий, так как имеется достаточное количество стульчиков и свободное пространство для динамической паузы.
К каждой экспозиции прилагался достаточный демонстрационный, познавательный и речевой материал (примерный конспект занятия, дидактические игры, схемы для составления рассказов, стихи, загадки, познавательные мультфильмы по ознакомлению с устройством электроприборов, оформленный в тематические папки.
Ко всем экспонатам свободный доступ, их можно подержать в руках, потрогать, «ощутить». Если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона, а сама экспозиция не решит поставленных задач.
После неоднократного посещения каждой экспозиции проводилась обобщающая беседа. В результате проведенной работы у детей:
• сформировались представления о музее;
• расширился кругозор по представленным экспозициям, словарный запас;
• организация мини-музея способствовала развитию познавательного интереса, интереса к сбору экспонатов для коллекций;
• способствовала обогащению предметно-развивающей среды.
В ходе работы по организации мини-музея мы вели тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Привлекали их к сбору экспонатов, наглядной и научной информации, тем самым вызвали интерес к начатому нами делу.
В дальнейшем мы планируем вести работу в данном направлении: расширять тематику экспозиций, привлекать родителей не только к сбору экспонатов, но и к принятию участия в совместных с детьми мероприятиях на базе музея, а также уделить внимание самостоятельной поисково-исследовательской деятельности, экспериментированию.