Марина Александровна Лукомская
Из опыта работы: от конструирования к робототехнике
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хотела бы поделится опытом своей работы на тему «Формирование у детей готовности к изучению технических наук "
Парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота растим будующих инженеров» в соответствии с ФГОС. На занятиях в детском саду дети 5 6 7 лет получают первое представление о работе инженеров,архитекторов и строителей,Развивают конструктивную деятельность и творческое мышление, работа с оборудованием помогает выявить одаренных детей, стимулировать их интересы к научно технической деятельности а значит через несколько лет в наших вузах будет больше талантливых специалистов,а на предприятиях больше инженеров конструкторов, которые сделают нашу страну лучше. Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельности ребенка в период дошкольного возраста. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство в воспитании и обучение ребенка, был известный педагог Фридрих Фребель. По мнению Фридриха Фребеля,игра ребенка не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение.
Публикация «Из опыта работы: от конструирования к робототехнике» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
Образование призвано работать на будущее. Современны тенденции развития дошкольного образования предполагают переосмысление тех подходов в работе с детьми, которые были и остаются актуальными во все времена, пересмотр тех, которые устарели и не дают желаемых результатов, внесение новых способов организации продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений. В целях распространения и обобщения передовых практик развития ребенка, создания информационно-образовательного ресурса развития технического творчества детей Федерального государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» совместно с компанией «Светоч+» инициировали создание Федеральной сетевой экспериментальной площадки по апробации и внедрению Парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» ( автор: к. п. н. Т. В. Волосовец, к. п. н. Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева, рецензентом которой является директор ФИРО, академик РАО, доктор психологических наук, профессор А. Г. Асмолов.
Само название парциальной программы уже говорит о том, что обновление содержания дошкольного образования, ее вариативной части, связано с использованием лучших идей системы Фридриха Фрёбеля, направленных на саморазвитие ребенка в деятельности в условиях современного детского сада с ориентацией на будущее, которое невозможно без робототехники.
Основной идеей программы является реализация модели технического образования в условиях детского сада через развитие конструктивно-модельной деятельности и технического творчества детей дошкольного возраста. В соответствии с этим и сформированы тематические блоки (машиностроение, электротехника, приборостроение, радиотехника, бытовые приборы и др., определяющие содержание парциальной программы. При этом нет жесткой регламентации в реализации предлагаемого содержания, которое может варьироваться в каждой группе и отдельно взятом детском саду в зависимости от решаемых задач.
Сама технология организации совместной конструктивно-модельной деятельности по реализации содержания парциальной программы включает в себя несколько этапов: введение нового, регламент соблюдения техники безопасности, создание схемы технического объекта, карты, модели, стимулирование инициативы, проговаривание, работа с инженерной книгой, непосредственно само конструирование, презентация полученных технических объектов, обыгрывание, фотографирование, размещение в среде. Овладение предлагаемой технологией организации совместной конструктивно-модельной деятельности – кропотливый, осознанный процесс принятия, а не сопротивления и отказа от предлагаемых этапов.
Реализация данной технологии требует изменения позиции воспитателя с регламентирующей деятельности на направляющую и поддерживающую. Что вызывает затруднение у педагогов?
Как дать детям возможность принимать решение в выборе конструктора для реализации задуманного, чтобы еще и выдержать технический конструктив и назначение создаваемого объекта?
Как поддерживать познавательный интерес, инициативу и желание детей, дать возможность им экспериментировать, заведомо зная, что будут допущены технические ошибки и запланированный результат не совпадает с желаемым?
Как наращивать технологическую компетентность, создавать условия для развития технического творчества, опираясь на уже имеющийся опыт конструктивно-модельной деятельности и будучи ограниченными в возможностях игровой техносреды и временных ресурсах?
При этом очевидно, что успех организуемой деятельности зависит и от создаваемых условий для автоматизации действий в работе с отдельными видами конструкторов в свободное время, поддержки детей в создании разных технических объектов, где есть право на ошибку, и от способов обогащения и активизации технического словаря ребенка.
Принимая решение об апробации парциальной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров» в условиях детского сада, мы увидели явные преимущества и возможности повышения качества работы ДОО. Новый технический контент уже дополнил и обогатил содержание основной образовательной программы ДОО в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в направлении «Конструирование». Изменился подход во взаимодействии педагогов и детей, детей между собой. Был найден новый способ поддержки познавательного интереса, развития самостоятельности, инициативы и любознательности у детей. Переосмыслена и выстроена иначе работа по организации конструктивно-модельной деятельности на всех этапах дошкольного возраста с учетом наращивания технического потенциала и поэтапного обогащения опыта этой детской деятельности. Идеей Фридриха Фрёбеля приобрели большую актуальность и нашли поддержку среди педагогов, эмоциональной отклик среди детей.
В условиях стремительного развития технологий сложно спрогнозировать профессии будущего и определить, какие продукты технического творчества будут востребованы. Мы и предположить не могли, что обновление содержания образовательной программы дошкольного образования может коснуться знакомства с такими профессиями, как ГМО-агроном, ситифермер, портовый эколог, космогеолог, проектировщик инфраструктуры «умного дома», промоутер, рекламист и другие. Что дети, создавая роботов-помощников, будут думать, как они смогут помочь в трудных ситуациях: при разборе завалов после землетрясения, уборке экологического мусора в космическом пространстве, выполнении операций нейрохирургами.
Уже на этом этапе экспериментальной деятельности программа дала нам возможность переосмыслить некоторые подходы и создать такие условия, в которых в большей степени у детей развиваются способности исследовать, проектировать и познавать новое. На первоначальном этапе организации конструктивно-модельной деятельности, при создании моделей спецтехники, дети стремились усовершенствовать созданные объекты, собранные по схеме и по замыслу, где-то опытным путем, находя для этого свои технические решения. Так, оживали избушки на курьих ножках, начинали крутиться лопасти ветряных мельниц, появились конвейеры сбора и измельчения листьев и другое.
В ходе апробации осуществляется содействие развитию сотрудничества и партнерства среди детей. Удивительно, как некоторые из детей выбирают сложный путь создания технических объектов, подбирают в команду тех, кто может помочь в решении определенных задач. И это не всегда связано с имеющимися дружескими отношениями в группе, а в большей степени – с оценкой возможностей других детей в работе над общей идеей.
Мы с уверенностью можем говорить о том, что реализация программы позволяет осуществлять поиск новых способов психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития ребенка посредством организации конструктивно-модельной деятельности.
Обеспечение планомерного наполнения предметно-пространственной, развивающей и игровой техносреды в группах детского сада позволило сделать ее средой детской реализации.
На первых этапах апробации были выработаны своя стратегия и тактика реализации. Например, используя игровой набор «Дары Фрёбеля», мы поняли, что его потенциал необходимо в полной мере использовать на более ранних возрастных этапах. В рамках программы он помогает решить поставленные педагогом задачи конструктивно-модельной деятельности, особенно при создании плоскостных моделей или при конструировании обуви, аксессуаров и др. С большим удовольствием мы фиксируем эмоциональные проявления детей в ходе его использования. У ребят развивается воображение, творчество, самостоятельность, инициатива. Они с удовольствием комментируют созданные ими продукты. Приятно наблюдать не только за их действиями, но и за тем, как они дают оценку собственным умениям и результатам, как детально им удается передать строение конструируемых объектов. В простой доступной форме дети осуществляют моделирование, а взрослый направляет, сопровождает их действия, поддерживает познавательный интерес.
Но главной идеей использования этих дидактических материалов все же являются основные идеи Фридриха Фрёбеля об игре как отражении действительности и ее обучающем начале, учёте принципа возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Например, используя игровой набор «Дары Фрёбеля», дети создавали аксессуары для мам к 8 Марта. Такому разнообразию бус, колье, ожерелий, сережек, колец можно было позавидовать! Были среди детей и те, кто просто создал для мамы бриллиант. Нашлись и те, кто не позабыл про папу и создал ремень (достаточно непростая конструкция, но очень детально продуманная). А на вопрос воспитателя «Это для мамы?» ребенок ответил: «Нет, для папы. Хотя и маме он очень пригодится». Для развития пространственного мышления у детей используем 3D-зеркала.
Стало очевидно, что для развития технического творчества дошкольников необходимо создавать условия для приобретения детьми опыта работы с разными конструкторами и овладения педагогами программным обеспечением робототехнических конструкторов.
Не все было так гладко на первых этапах апробации парциальной программы. Особенно когда речь шла о поддержке инициативности детей, создании атмосферы свободы выбора в индивидуальной и совместной деятельности. Это тоже было связано с отсутствием у детей опыта работы с разными видами новых конструкторов. Непроизвольно появились любимые конструкторы, их которых дети создавали интересные постройки, при этом не выбирая те конструкторы, в которых уже определена последовательность действий, есть схема и предусмотрено соблюдение технического регламента желаемого объекта, из-за сложности работы с мелкими деталями.
Вот и сейчас мы продолжаем задавать себе вопрос: как мы формируем будущее в детском саду? Понимаем, что оно не ограничивается робототехникой. Разработчики программы утверждают, что, занимаясь робототехникой, дети осваивают новый пласт современной технической культуры: приобретают политехнические умения и представления, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций. Применение робототехники обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов – восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи. Сейчас еще рано говорить о результатах, но они явно не ограничиваются вышеперечисленными, а дают нам возможность комплексно повышать качество работы в детских садах. Возрастает интерес детей к конструктивно-модельной деятельности, освоены разные возможности конструкторов, что позволяет создавать сложные технические объекты и использовать их в игре, радуют эмоционально- и субъектно-действенные проявления детей в период освоения содержания парциальной программы «От Фрёбеля до робота : растим будущих инженеров». Дети с удовольствием создают по замыслу, опираясь на имеющийся опыт, читают схемы и с их помощью быстро достигают желаемого результата, возвращаются к ранее сконструированным постройкам для усовершенствования их технического конструктива или назначения, находят интересную для себя деятельность, партнеров для общения и конструирования. Возрастают самостоятельность и поисковая активность детей в конструктивно-модельной деятельности.
Мы уверены, что готовность детей к изучению технических наук в период дошкольного возраста позволит нашим воспитанникам участвовать себя комфортно в научно-технической среде современного мира. Со своей стороны считаем необходимым распространять опыт работы, создавать и регулярно обогащать методические копилки для педагогов, включать родителей в совместную деятельность и проводить открытые мероприятия для них, начать проектировать программы преемственности развития технического творчества детей между детским садом и школой. Ставим перед собой стратегические и тактические задачи работы в рамках апробации данной парциальной программы. Пытаемся выработать механизм отбора содержания предварительной работы как основы успешной организации конструктивно-модельной деятельности, упорядочить и предложить методическую копилку проблемно-поисковых, образовательных, мотивационных ситуаций, в рамках которых будет успешно разворачиваться конструктивно-модельная деятельность в любом детском саду, независимо от статуса экспериментальной площадки.