Суайбат Азизова
Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». Из опыта работы
Безопасности формула есть:
Надо видеть, предвидеть, учить.
Но возможно — всё избежать,
А где надо — на помощь позвать.
Т. Г. Хромцова
ДОУ ведет работу по обучению правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, участвовал в реализации проекта «Молодые родители – за безопасность на дорогах» от Республики Дагестан, организованной Общероссийской детско-молодежной общественной организацией «ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ».
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения» размещена в разделах
«Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто её ценит, этого дара не заслуживает» - сказал когда-то Леонардо да Винчи. Эту ответственность необходимо воспитывать и в детях, ведь известно, что в большинстве своём юные пешеходы попадают в беду на дороге не из-за познания правил дорожного движения, а по своей детской наивности, неопытности, особенностей организма, из-за необдуманного риска. Самое главное — научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.
Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире, является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения, целью, которой является изучение правил дорожного движения, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его семьи. Переход ребёнка в школу — сложное и многогранное явление. Этот этап в жизни детей будет связан с целым рядом проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребёнка — ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Вот почему, работу по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я начала со второй младшей группе, используя при этом программу Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. В. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая включает в себя раздел «Ребенок на улице». «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Программу «Приключение Светофора».
Углубленно, работая над этой проблемой, мы поставила перед собой такие задачи:
• обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах
• формирование у детей навыков и умений, наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их
• воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе
• обогатить представление детей о здоровье
• расширять словарный запас детей по дорожной лексике
• активировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей
Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Организовывая, работу с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения я начала с оснащения предметно развивающей среды во всех возрастных группах. Организация велась в трёх направлениях :
• изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр
• изготовление дорожных знаков
• изготовление дидактического материала по обучению дошкольников правилам дорожного движения
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность
Начиная работу со второй младшей группы, познакомили детей с видами транспорта, рассматривали с детьми картины, иллюстрации. Беседовали о назначении легкового и грузового автомобилей, трамвая и автобуса. Рисовали кружки красного, жёлтого, зелёного цветов различных размеров, беседовали о правилах дорожного движения, наблюдали за движением пешеходов по тротуару, играли в подвижные игры : «Птички и автомобиль» и т. д. В конце года подготовила и показала занятие по пдд «Улица полна неожиданностей».
Эту же работу продолжили и в средней группе. Провели ряд занятий по закреплению у детей уже имеющихся знаний: рассматривали картины с изображением гужевого транспорта, поезда и железной дороги. Беседовали значении светофора, отгадывали загадки, читали стихи о светофоре, смотрели диски о ПДД, играли в настольные игры: «Трудная дорога», «Светофор», «Цветные автомобили». Обновила уголки безопасности дорожного движения под девизом «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения». Принимала участие в акции «ПДД — наши верные друзья» - установка запрещающего знака на территории сада.
В старшей группе провели игры-тренинги «На улице — не в комнате, о том ребята помните», «Азбука пешехода». Принимала участие вместе с детьми в акции «Молодые родители – за безопасность на дорогах», «Пешеход», «За безопасность на дорогах» (распространения памяток-листовок участникам дорожного движения).
Работая в старшей группе, определили для себя основные направления работы с детьми :
1. Правила, которые необходимо знать всем детям (правила для пешеходов)
2. Правила, которые определяются особенностями местности, где проживают дети.
К первой группе правил я отнесла правила для пешеходов. Чтобы избежать серьёзных опасностей р вместе с детьми ебёнку нужно знать правила :
• переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора
• переходить улицу нужно только в тех местах, предназначенных для переходов
• если начал переходить улицу, посмотри влево, дойдя до середины, посмотри вправо
С этой целью рассматривали и рисовали дорожные знаки, предупреждающие водителя и пешеходов об опасности на дороге «Скользкая дорога», «выброс гравия», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход» и др. Вместе с детьми изготавливала из картона знаки, регламентирующие движение велосипедиста. Создавала проблемные ситуации, из которых дети сами должны были найти выход. Большую помощь при обучении ПДД оказывали просмотр дисков по ПДД.
В своей работе использовали ИКТ (компьютер, подборки дисков и записей из интернета, мультимедийные презентации и учебные фильмы). В старшей группе был организован КВН «Знатоки ПДД». Прошло досугово-игровое мероприятие по ПДД «Азбука движения».
Проходила в конце учебного года акция «Дети - детям», где ребята вручили на память выпускникам подарки — закладку (светофоры).
Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад, рассказывают о своих впечатлениях: какие новые знаки видели на дорогах во время поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере возможности соблюдать правила пешеходов и как «учили» родителей соблюдать правила.
В подготовительной группе, решили расширить знания детей. Рассказали детям о работе инспектора ГИБДД, организовала игры на сюжеты. Дети рисовали дорожные знаки — запрещающие, предупреждающие, информационно-указательные, предписывающие, рассказывали об их назначении. Знания детей о ПДД находили отражение в продуктивных видах деятельности. Для закрепления знания детей о ПДД проводили различные викторины, развлечения, музыкально-литературные досуги. На базе нашей группы открыто детское объединение «Светофорики». Я понимала, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот почему на первом же родительском собрании познакомила родителей с проводимой в группе работой по обучению детей ПДД. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правил дорожного движения предложила анкеты : «Знаете ли вы пдд?». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о пдд, в каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать темы бесед, консультаций, спланировать темы бесед, консультаций, папок-передвижек, которые обновлялись в течение года. Появилась информация на стендах «Красный, жёлтый, зелёный», «Внимание-улица!», «Безопасность на дороге глазами детей», где давались советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для чтения дома. Также прошла акция «Зебра пришла в школу», «Детское кресло». В течение года проводились общие праздники, развлечение с родителями «Путешествие в Светофорию». Такие праздники доставляют огромную радость детям и родителям. Были проведены минутки безопасности с родителями «Что могут сами дети?», «Предупреждение детских страхов». Регулярно помещаю в родительский уголок информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятка для родителей по правилам дорожного движения», «Безопасность детей — забота взрослых».
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Взаимопонимание воспитателя и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения
на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.
В этих целях широко используем :
- информационные стенды для родителей, папки-передвижки;
- родительские собрания, беседы с участие инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц;
- семинары-практикумы, на которых родителей знакомлю с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров);
- деловые игры и тренинги;
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по дорожной грамоте;
- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге;
- совместные праздники и развлечения;
- выпуск стенгазеты для родителей.
Родители оказывают активную помощь в изготовлении пособий, атрибутов для работы по правилам дорожного движения.
Всю работу стараемся проводить планово, систематически, постоянно, охватывая все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Подведя итоги проделанной работы, можно отметить, что дети хорошо ориентируются на улицах города, при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны, знают основные дорожные знаки, умеют вести себя на улице. Мы уверены, что знания «дорожной грамоты» приобретённые в д/с, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.