Лариса Ашихмина
Развитие логического мышления и технических способностей дошкольников с ТНР средствами инновационной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы на тему:
«Развитие логического мышления и технических способностей дошкольников с ТНР средствами инновационной технологии «ТИКО моделирование»
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мы окунемся в мир ТИКО. Я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ТИКО.
Публикация «Развитие логического мышления и технических способностей дошкольников с ТНР средствами инновационной технологии» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде технического конструирования, так как ТИКО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться. ТИКО позволяет детям учиться, играя, играя обучаться в игре. ТИКО-конструирование – это современное средство обучения детей.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью
Дети любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. Увлеченные процессом конструирования, дети не замечают, как в игровой форме происходит познание окружающего мира; приобретают уверенность в себе, развивают речь, укрепляют психическое здоровье. Дошкольники с удовольствием фантазируют, придумывают разные конструкции и трансформируют их В настоящее время существует много разновидностей конструкторов, широко используемых в практике работы ДОУ.
Конструктор ТИКО можно с уверенностью назвать одной из новинок среди образовательных игрушек.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя.
А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.
По инициативе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере с 2002 года научно-производственное объединение «РАНТИС» изготовило Конструктор для объемного моделирования «ТИКО». Автор технологии ТИКО-моделирования Логинова Ирина Викторовна.
Что такое конструктор ТИКО? Это –
Т – трансформируемый
И – игровой
К – конструктор
О – обучения
Что развивает ТИКО?
Т творческие умения
И интеллектуальные умения
К коммуникативные умения
О организаторские и оценочные умения
ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой
Посмотрев вебинар. Его вела автор технологии ТИКО-моделирования Логинова Ирина Викторовна Ознакомившись с материалом который мне предоставили, я составила план самообразования на тему: «Технология ТИКО-моделирования в работе с детьми с ТНР»
Своей целью я поставила: Развитие логического мышления и технических способностей дошкольников средствами ТИКО – моделирования
Руководствуясь программой в соответствии с ФГОС я выделила основные задачи:
-увлечь детей активной творческой деятельностью;
-продолжить знакомство с геометрическими фигурами (многоугольники) и объёмными телами;
-укрепить детские пальчики и кисти, развивая тем самым мелкую моторику рук;
-активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребёнка за счёт управления работой кистей рук и пространственного мышления при сборе объёмных фигур;
-создать условия для творческой самореализации
-развивать у детей мотивационную сферу – интерес к исследовательской деятельности и моделированию
Исходя из цели и задач своей работы, был намечен ожидаемый результат в развитии логического мышления
Ожидаемый результат:
дети имеют представление об алгоритме действий, действуют по алгоритму с опорой на схему, по словесной инструкции;
создают продукт в сотрудничестве, партнёрстве (в паре, коллективно) и обеспечивают для этого необходимые условия;
самостоятельно конструируют объемные геометрические фигуры – куб, параллелепипед, призму, пирамиду;
способны анализировать и сравнивать модели по 2 признакам; классифицировать по 2 свойствам;
считают и различают числа до 10;
пользуясь планом, чертежом, расшифровывают алгоритмы, изображают плоскостные фигуры схематически;
создают тематические конструкции по образцу и собственному замыслу, которые можно объединить в единую композицию и выставку
Мною был разработан с опорой на тематическое планирование перспективный план по использованию технологии ТИКО – моделирования
С конструктором ТИКО я начала знакомить детей в декабре 2018 года. Им сразу понравился новый конструктор, вызвал живой интерес.
На первом занятии по конструированию дети просто знакомились с новым конструктором, рассматривали его детали, называли форму, цвет, величину. Затем пробовали их соединять. Не у всех детей это получилось сразу, но многие сразу поняли принцип соединения деталей Но главное, что дети заинтересовались данным конструктором, им хотелось создать какую-нибудь модель по образцу воспитателя: куб, пирамида и пр.
Это значит, что конструктор ТИКО вызвал интерес.
При знакомстве детей с конструктором помогли игры, такие как «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Сделай как я?», «Составь узор», «Отгадай», «Что лишнее» и др.
Освоение детьми технических навыков происходило постепенно: от простого к сложному. Можно выделить несколько этапов работы с конструктором:
1. Ознакомление с конструктором (разнообразие деталей, возможности соединения и т. д.);
2. Знакомство со схемами (детям дается представление о схематическом или графическом изображении конструкции)
3. Моделирование плоскостных фигур по схеме
4 Моделирование плоскостных фигур по замыслу.
(Когда дети конструируют модели, опираясь на знания и полученный опыт);
5. Моделирование плоскостных фигур по словесной инструкции;
6. Решение логических задач. (В соответствии с возрастом, логические задания усложняются)
7. Моделирование простых объемных фигур по развертке
8. Моделирование объемных фигур по замыслу.
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять я использовала следующие формы работы с конструктором
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Свой конструкторский опыт дети с удовольствием используют в свободной игровой деятельности. Когда они играют по предложенным темам, то обязательно дополняют свои поделки другими конструкциями из ТИКО, что дает толчок к творческому моделированию. Дети самостоятельно научились делать не только плоскостные фигуры, но и простые объёмные, такие как КУБ, ДОМ, БАШНЯ, КОРЗИНА, КОРОБКА….
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового. ТИКО позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
Я в своей практике использую конструктор ТИКО в разных видах деятельности: Главное, должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает
Давайте полюбуемся на дело рук детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать.
Я считаю что технология ТИКО - моделирование значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников,
• позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (т. е. учиться и обучаться в игре);
• формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
• объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу.