Корчагина Людмила Николаевна
Из опыта работы для воспитателей и родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Корчагина Л. Н. старший воспитатель МДОУ «Детский сад № 85 комбинированного вида»
г. Саранск.
«Ребенок и природа»
В настоящее время как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. А любое воспитание, как нам представляется, будь это экологическое, эстетическое, нравственное должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки.
Публикация «Из опыта работы для воспитателей и родителей» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Экологическое образование подразумевает, прежде всего, воспитание желания и умения общаться с природой. Умение общаться с природой в повседневной жизни – это прямой путь к сохранению и укреплению здоровья. А способность эмоционально воспринимать природу, радоваться проявлениям ее красоты и неповторимости – залог нравственного здоровья. Чем большее место природа занимает в жизни ребенка, тем легче и плодотворнее проходит воспитательный процесс в дошкольном возрасте.
Ребенок – дошкольник может полюбить и научиться беречь лишь то, что его непосредственно окружает и способно вызвать его интерес. Как же сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой общечеловеческой ценности – природы? Как сделать так, чтобы дети могли ВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ: нежность весны, торжественность зимы, хрупкость заиндевевшей травинки… И если, не дать развиться этим чувствам в дошкольном возрасте, вероятнее всего, позже они не появятся. Ведь, малыши искренне восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут безумно раздавить бегущего по тропинке муравья…
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый ребенок открывал в нем для себя что - то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Вышли ребята на прогулку и сразу заметили на земле коричневые маленькие чешуйки. Можно рассмотреть и рассказать детям, что спали зимой в теплых шубках маленькие блестящие листочки и т. д.
Утром, встречая детей обратить внимание на красоту, которая нас окружает: солнце своими лучами будит природу, раскрашивает небо в разноцветные цвета., просыпаются птицы, цветы, бабочки… А вечером, на прогулке понаблюдать, как садится солнце за тучку. Понаблюдать за летними дождями, за блестящей на солнышке паутинкой, за созреванием фруктов и овощей…Малыши бояться грома, необходимо доступно объяснить им и это явление природы, помогают в этом стихотворные строчки В. Орлова : «Туча – тучу повстречала, туча – туче прокричала: … Бились тучи целый час, слезы сыпались из глаз…» Дети будут улыбаться, и каждый раз в непогоду говорить: «Тучи ссорятся, а небо хмурится…»
Осенью предложить детям собрать разноцветные листья, рассмотреть резные листья клена и березки, учить находить сравнения кленовый лист «как гусиная лапка», березовый листочек «как золотая монетка»… Научить сушить цветы, а зимними вечерами составить панно из осенних листьев и цветов. Детям нравится заниматься флористикой, давать свои советы, как лучше расположить цветы, листья, веточки. В этот момент уместно вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что «…ум ребенка – на кончиках его пальцев. От пальцев идут тонкие ручейки, которые питают источник творческой мысли…». Систематическая работа научит воспитанников творить. Необходимо поощрять их выдумку, творчество, радоваться их успеху и учить других радоваться, если у кого – то получилось красиво, подбадривать неуверенных в себе детей. Ведь так, утверждается личность ребенка: «Я это сделал сам!»
Наблюдая за своими воспитанниками, каждый раз будете убеждаться, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче.
Чтобы воспитанники в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, необходимо научить их бережно и чутко относиться ко всему живому на земле.
Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как ДОБРОТА, ТЕРПЕНИЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, МИЛОСЕРДИЕ … И, если эти черты, заложенные в дошкольном детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за нашу планету Земля и молодое поколение.
Подтверждение сказанному выше стихотворные строки В. Орлова
«Нас в любое время года,
Учит Мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду…»