Кабакова Галина
Плавание как эффективное средство закаливания детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Из опыта работы
" Плавание как эффективное средство закаливания
детей дошкольного возраста"
Плавание является одним из самых эффективных средств закаливания, так как вода обладает высокой теплоемкостью, поэтому из всех факторов является самым мощным и быстрым. На ребенка влияет вода, воздух, механическое воздействие водяных потоков и химический состав воды. Кроме того, плаванию сопутствует двигательная активность, приятные эмоции, нервная разрядка.
Публикация «Плавание как эффективное средство закаливания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Плавание, бассейн в детском саду
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Нами была проведена экспериментальная работа. Цель – определить значение плавания в закаливании детей дошкольного возраста.
Задачами эксперимента были:
- провести опрос родителей, с целью выявления, проводимых закаливающих процедур в семье;
- проанализировать динамику уровня заболеваемости детей с целью дальнейшей оценки эффективности проведенного закаливания.
ДОУ успешно работает по единой методической теме: «Разработка оптимальных способов, способствующих физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья детей через коррекцию педагогических, психологических и медицинских воздействий на воспитанников». Результат нашей работы - снижение заболеваемости детей на 1,4%, обновлена программа МАДОУ ДС № 14 «Здоровый ребенок», специалистами АГМА проведено дополнительное, более глубокое обследование детей, даны рекомендации педагогам и родителям.
Чтобы обучение плаванию осуществлялось последовательно и систематически, был разработан перспективный план. Учебный материал рассчитан на 32 занятия. Определены задачи каждого занятия, подобраны игровые упражнения, предусмотрена последовательность их разучивания и постепенное введение более сложных элементов. Созданы примерные конспекты занятий.
Занятия по плаванию состоят из трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап проводился в галерее бассейна. Он включал несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоению в воде техники плавательных движений.
Основной этап проводился на воде: выполнялись упражнения по овладению техникой плавания, повторялось пройденное, проводились игры на совершенствование усвоенных движений.
Заключительный этап — это самостоятельное произвольное плавание.
Обучение велось одновременно в трех направлениях:
во-первых, развивали силу дыхания, формировали умение делать быстрый глубокий вдох и продолжительный выдох.
во-вторых, детей учили различным передвижениям в воде, погружению в воду, всплыванию;
в-третьих, воспитывались культурно-гигиенические навыки и такие качества, как смелость, ловкость, выносливость.
Мы заметили, что гораздо труднее научить плавать очень подвижного ребенка: находясь в воде, он сильно возбуждается, плохо слышит воспитателя, хуже усваивает технику плавательных движений. Занимаясь с ребенком, мы старались учить его сдерживать эмоции, контролировать себя. Индивидуального подхода требовали и медлительные дети, темп двигательной реакции которых ниже, чем у других. Для них были подобраны игры и занятия, повышающие двигательную активность. Это игры со сменой медленных движений на быстрые и наоборот, а также со сменой одного вида движений на другой. Уже вскоре после начала индивидуальных занятий продолжительностью 15—20 мин поведение детей менялось : ребята заметно оживлялись. На первых порах мы не объединяли в одну группу подвижных и медлительных детей, так как подвижные ребята ставили медлительных в неблагоприятные условия и у последних пропадал интерес к занятиям. Со временем таким детям давали роли ведущих, когда им нужно было проявить самостоятельность.
Таким образом, средства для закаливания разнообразны, среди них вода имеет особое значение. В сочетании с другими факторами закаливающего воздействия, а также с занятиями физическими упражнениями плавание становится незаменимым средством укрепления здоровья, повышения жизнестойкости организма.
Инструктор по физической культуре МАДОУ ДС № 14-
Кабакова Галина Александровна