Татьяна Аркадьевна Соломина
Из опыта работы «Создание условий по развитию физического здоровья дошкольников при обучении плаванию в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы инструктора по физической культуре с обучением плаванию МБДОУ «Детский сад №1Берёзка» посёлка Мостовского Краснодарского края
Соломиной Татьяны Аркадьевны
Тема: Создание условий по развитию физического здоровья дошкольников и здоровье сберегающей среды
при обучении плаванию в ДОУ.
Публикация «Из опыта работы „Создание условий по развитию физического здоровья дошкольников при обучении плаванию в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Плавание для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности человека, а также период, когда закладываются основы физического и психического здоровья, вырабатываются определённые черты характера, приобретаются жизненно-важные умения и навыки.
Здоровье детей – это главное достояние нации, критерий духовного и социально-экономического развития общества.
Здоровый, сильный, жизнерадостный ребёнок! Что может быть прекраснее!
Поэтому, задача инструктора по физическому воспитанию, состоит в том, чтобы создать целостную систему обучения и воспитания, которая поможет воспитать ребёнка физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощённого, с развитым чувством собственного достоинства. Обеспечение начального обучения плаванием дошкольников представляет одну из самых важных целей в области физвоспитания. Это залог безопасности на воде, а значит уменьшение несчастных случаев. Вся работа по обучению плаванию ориентирована на поддержание положительно-эмоционального отношения к занятиям, стремлению к тому, чтобы упражнения и игры доставляли удовольствие и радость, побуждали к самостоятельности и стремлению научиться плавать. Какие же условия необходимо создать в ДОУ для развития физического здоровья дошкольников при обучении плаванию?
Учитывая требования ФГОС ДО по созданию предметно – пространственной развивающей среды и обеспечения условий для максимальной организации образовательного пространства помещение бассейна разграничено на зоны. К ним относятся: чаша бассейна, зал для разминки. В целях формирования здорового образа жизни, умения заботиться о своём здоровье, а также привития гигиенических навыков и приёмов самообслуживания в помещении бассейна предусмотрены душевая и раздевальная комнаты.
Дети приходят в бассейн с разными установками: один радуется, другой насторожен, а третий напуган. Поэтому очень важно вначале сохранить эмоционально-позитивное отношение к воде, чтобы вода стала другом детей, чтобы они влюбились в воду и стали настоящими «жителями воды».
В первую очередь мы уделяем большое внимание созданию интерьера плавательного бассейна, несущего познавательную направленность и вызывающего интерес у ребёнка. Наш бассейн оформлен иллюстрациями водных обитателей и сказочных морских героев, которые постоянно меняются и обновляются. Детей встречает Золотая рыбка, её чешуя так и переливается на солнце, а вот и гордый Нептун и его красавица дочь Русалочка. Вся акватория бассейна условно разбита на игровые зоны: прыжковую зону, где дети прыгают, ныряют за игрушками и зону свободного плавания. Для эффективной организации совместной игровой деятельности, двигательной активности, выполнения плавательных упражнений плавательный бассейн обеспечен необходимым спортивно – игровым и обучающим оборудованием. Использование надувных игрушек, кругов, масок, ласт, трубок для дыхания подводой, обручей для ныряния, плавательных досок, резиновых мячей разных размеров приводит детей к новым познаниям и творческому развитию. Каждый ребёнок может свободно передвигаться по всему бассейну, он увлечён, способен проявить себя.
В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка, поэтому для создания содержательно – насыщенной, полифункциональной, вариативной среды все зоны плавательного бассейна оснащены нестандартным спортивно – игровым оборудованием, которое соответствует всем гигиеническим и техническим требованиям (прочное, лёгкое, безопасное). Это «Воздушные пузырьки» для формирования правильного дыхания, дуги для подплывания и обручи вертикальные «Бубенчики» для обучения скольжения на груди и на спине, разделительные дорожки для проведения эстафет и соревнований, игрушки с утяжелением для погружения и ныряния. В бассейне собрана картотека, содержащая разминки, пальчиковые игры, стихи, загадки о водных и морских обитателях, игровые упражнения и подвижные игры на воде для всех возрастных групп. На занятиях активно применяю пословицы, поговорки и потешки, народные песенки, элементы театрализованной деятельности о воде и водных обитателях, их особенностях поведения. Например: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды!», «Водичка, водичка, умой моё личико!» и т. д. Использую игровые упражнения «Купаются собачки», «Купаются медвежата», «Крокодильчики», «Открываем мостик» - сидя в воде, поднимают животики, «Включаем фонтанчики» - выполняют движения ногами. Освоение с водной средой в бассейне проходит в игровой форме и продолжается с новыми играми «Бегите ко мне!», «Утка и утята», «Солнышко и дождик!», «Добежим до мячика!».
Благодаря играм ум ребёнка становится живее, впечатлительнее, острее. Ребёнок быстрее находит выход из затруднительной ситуации, стремится к самопознанию, к самовыражению и к самосовершенствованию. Имеется картотека «Большие ошибки маленького пловца», содержащая карточки с изображением типичных ошибок, допускаемых воспитанниками во время плавания или при выполнении упражнений на воде. Используем экспериментирование, познавая свойства воды. Вода прозрачная – видят игрушки на дне, стараются их достать. Вода имеет выталкивающую силу - погружают мяч в воду, а он выпрыгивает из воды. Дети знают, что если сделать глубокий вдох и нырнуть в воду, то водичка постепенно вытолкнет их на поверхность.
Дети, каждый по-своему, познают и осваивают плавательные движения. Например, собирают разные предметы и игрушки по цвету, форме и размеру, геометрические фигуры. Особенно нравится детям подражать различным морским обитателям, плавая как они. Тогда на занятии появляется «сундучок открытий». «Сундучок, сундучок! Что ты нам принёс?»- достаю игрушки, дети отгадывают и плавают как морские животные. Закончен и оформлен проект «Морские животные», который обогатил представления детей о море и его обитателях. Проект имел социальную направленность с участием школьников начальных классов.
С удовольствием выполняют дети упражнения на дыхание с использованием нетрадиционного оборудования: пластмассовых шариков из сухого бассейна, плавающих пробок и мелких игрушек, игровые упражнения: «Пускаем пузыри», «Водолазы».
В нашем бассейне дети занимаются акробатикой – выполняют кувырки вперёд и назад, стойку на руках в воде, перевороты на грудь и на спину, элементы синхронного плавания : подныривание под предметы, лежание и скольжение в парах, переход из положения «поплавок» в положение «звезда», множество вариаций с доской и обручем, прыгают в «колодец» - в горизонтальный обруч и в обруч, лежащий на воде.
Настоящее удовольствие и радость испытывают дети на развлечениях и праздниках на воде, где с удовольствием применяют свои плавательные умения и навыки. Активно используем современные формы - квест – игры: «В поисках пиратских сокровищ», «По следам Айболита», «Страна здоровья», которые позволяют детям ещё больше увлечься и познать картину подводного мира, развить воображение и мечтательность, исключить страх перед водой. Чем богаче представления детей, тем шире становятся их собственные приобретения.
Широко использую музыкальное сопровождение: звуки океанских волн, крики чаек, голоса дельфинов и шум морского прибоя способствуют снятию психоэмоционального напряжения, гармонии с окружающим миром, помогают пережить и прочувствовать тесную связь единства человека и природы, что имеет очень важное воспитательное значение.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО насыщенность предметно – пространственной среды в плавательном бассейне соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей, обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе приобретение плавательных навыков, развитие крупной и мелкой моторики, создаёт у детей основы для разностороннего развития, закаляет и укрепляет детский организм, воспитывает осознанное отношение к занятиям по плаванию, делает жизнь детей более содержательной, разнообразной, интересной, наполняет её новизной ощущений, позволяет познать окружающий мир и себя, воспитывает необходимые положительные качества личности и характера ребёнка, корректирует физические и психические качества.