Светлана Титова
Итоговое занятие в старшей группе «Поможем сказочным героям»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение знаний детей на конец года.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о частях суток, днях недели. Закрепить порядковый счет до 10, названия геометрических фигур, ориентировку в пространстве, счет предметов, не зависимо от формы, размера, отвечая на вопросы «Сколько», «Который по счету», «Что больше-меньше?»; умение классифицировать птиц, животных, проводить звуковой анализ слова. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Публикация «Итоговое занятие в старшей группе „Поможем сказочным героям“» размещена в разделах
2. Развивать память, фантазию, мышление, внимание детей, четко отвечать на поставленные вопросы. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания, словаря.
3. Воспитывать общую культуру поведения детей, учить быть вежливыми, доброжелательными, желание помочь в беде.
Формы: интеграция образовательных областей, проблемная обучающая ситуация, использование аудиозаписи.
Методы:
1. Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций;
2. Словесный: вопросы педагога, речевая игра;
3. Практический: игра «Собери и назови», «Который по счету», «Угости друга», «Что где находится».
Предварительная работа: чтение сказок, беседы о правилах дорожного движения, пожарной и личной безопасности, математические игры.
Оборудование: аудиозапись «Сказочный лес», клубок, письмо, медальоны белого, желтого, зеленого, оранжевого цветов, стойки с листочками аналогичных цветов, 3 обруча, разрезные картинки «Времена года», мольберт. Модули с цифрами от 1 до 10, карточки двух полосные, тарелочки с различным счетным материалом, круги зеленого цвета, ножницы, простые карандаши, альбомные листы, набор геометрических фигур, коврограф «Ларчик» с геометрическими фигурами. Веточки деревьев, ширма с картинками – голубь, сорока, воробей, ворона, скворец, ласточка, соловей, утка, медведь, лиса, волк, заяц, лев, жираф, кенгуру, горилла, белый медведь, пингвин, полярный волк. Игрушки – заяц с перевязанными лапами, петушок, кошка, шапочка красного цвета.
Проблемная ситуация: сказочных героев заколдовала Баба яга.
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Звучит аудиозапись «Сказочный лес».
- Ой, ребята, кто это? (ответы детей) да, кажется это Баба Яга. Снова пакость какую-нибудь сотворила. И как нам узнать какую? Давайте посмотрим вокруг, может где-то есть подсказка. (дети находят клубок ниток и конверт, вытаскивают из него письмо). Ребята, можно я вам его прочитаю? (воспитатель читает письмо) «Здравствуйте, ребята! Я волшебный клубочек, меня прислали к вам сказочные герои. Их заколдовала Баба Яга и они попали в беду! Я не знаю, как им помочь, но могу показать дорогу. А чтобы Баба Яга не навредила вам, наденьте волшебные медальоны. И помните – Яга приготовила для вас ловушки и задания, и пройти их смогут только смелые, умные, дружные, внимательные, сильные ребята. Я надеюсь, что вы справитесь со всеми ловушками». Вот такое письмо, ребята. Что будем делать? (ответы) (дети надевают медальоны). Хорошо. Но прежде, чем отправиться в путь, давайте решим, как будем двигаться, чтобы Яга нас не обнаружила? (ответы). Да двигаться надо тихо, не кричать, слушать и не перебивать друг друга, если хотите ответить поднимаете руку. Но для начала разомнемся? Я буду задавать хитрые вопросы, а вы внимательно слушайте и быстро отвечайте.
Игра «Будь внимателным». - Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)
- Какой сегодня день недели? (четверг)
- Какой день недели был вчера? (среда)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
- Сколько хвостов у трех котов? (три)
- А сколько ушей у двух мышей? (четыре)
Что мы назвали? Сколько частей в сутках? Сколько дней в неделе? Хорошо. Правильно. Отправляемся в путь? (воспитатель берет клубок, и начинают заматывать его.) Подходят к первому заданию. (на ковре лежат обручи, преграждая детям путь. В них разрезные картинки времена года. Возле каждого обруча стоят стойки с листами по цветам медальонов). Посмотрите, вот и первая ловушка. Как вы думаете, что надо сделать? (ответы. Дети должны сами выбрать обруч с картинкой по цвету медальона. Если нужно, воспитатель обращает внимание на это) А вы помните, что говорил клубок? Кто сможет пройти все ловушки? Вы внимательные? Обратите внимание на медальоны – они все одинаковые? Почему? Что делаем? (ответы).
Игра «Собери и назови». Дети встают возле своих обручей, собирают картинки. За тем встают в круг, и проверяют выполнение задания. Каждая команда отвечает по своей картинке, отвечая на вопросы воспитателя.
- Какое время года у вас на картинках? Назовите признаки осени, весны, зимы, лета. (стойки переворачиваются по очереди, с обратной стороны изображение улыбки. Это значит, задание выполнено правильно). Что означают эти улыбки? Конечно, можем двигаться дальше.
Воспитатель снова заматывает клубок. Дети двигаются. Перед ними горка из модулей, на которых наклеены цифры.
- Ой, ребята, Яга превратила тропинку в огромный ров и насыпала камней. Что будем делать? (ответы). Да на камнях наклеены цифры. Их надо сложить по порядку через ров и пройти по ним. Сначала вспомним счет, чтобы не ошибиться. (можно спросить одного ребенка прямой счет и другого обратный. Дальше дети выкладывают модули, проверяют, называют числа больше-меньше, на сколько больше-меньше и проходят по ним за столы).
Игра «Сколько всего? Который по счету?». У вас лежат карточки. Выложите на карточку семь фигурок. Добавьте одну. Сколько получилось? А если к ним добавить еще две, то сколько будет? Который по счету заяц? Медведь? Яблоко? (выслушиваются ответы детей) Хорошо, отложите карточки и мы прейдем к другому заданию.
Игра «Что где находится?» А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Посмотрите на доску и запомните, в каком порядке расположены геометрические фигуры. Затем расположить такие же геометрические фигуры и в том же порядке на своем альбомном листе. (дети выкладывают круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Не хватает овала. Его нужно нарисовать). А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
В правом верхнем углу – квадрат
В левом нижнем углу – круг
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник
В середине – овал. (здесь воспитатель обращает внимание детей, есть ли овал у них. Если нет, то что нужно сделать)
Физминутка.
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись. (также можно по выбору детей провести физминутку)
Игра «Поделись с другом». Ребята, вы хорошие друзья? А друзья делятся друг с другом? Вот и я предлагаю вам поделиться с другом яблоком. У вас в тарелочках лежит круг из бумаги. Поделите его на две части и назовите каждую часть. Теперь разделите на четыре. Хорошо. Ну что, в готовы двигаться дальше? (берет клубок и проходят к другому заданию. На пути лежат веточки дерева – разоренное гнездо). Ой, ребята, что здесь случилось? (ответы, да мне тоже кажется, что кто-то разорил гнездо. Давайте соберем веточки и пройдем на ковер. (дети присаживаются на ковер. Перед ними мольберт с перевернутыми картинками на которых изображены птицы зимующие и перелетные, животные наших лесов, жарких стран и севера). Очередная задачка от Яги. Что будем делать здесь? (предположения детей) Посмотрим, что изображено на листочках. Я буду переворачивать картинки, а вы говорите, кто на ней изображен. (сначала переворачивает зимующих птиц. Дети называют их, говорят отличительные особенности, какие это птицы, почему зимующие. Аналогично задание проводится с перелетными птицами. Далее с животными).
Игра «Поиграем со словами». Ребята, сколько частей в слове сорока? Давайте прохлопаем. А какой звук вы слышите в начале слова? В конце? А сколько частей в слове лиса? Звук а где слышится? Звук л? Хорошо. Правильно. Ну вот ребята, нитка нашего клубочка закончилась. Что это значит? (ответы). Правильно, мы прошли все ловушки Бабы Яги и выполнили все ее задания. А где же сказочные герои? (дети отыскивают героев сказок «Кошкин дом», «Кот, лиса и петух», «Айболит»-зайчик, «Красная Шапочка») Присаживайтесь, ребята. Из какой сказки кошка? Что у нее случилось? Почему? (У кошки были гости. Они веселились, открыли дверцу печи и не закрыли. Случился пожар). Кошка выскочила, глаза выпучила. Почему она выпучила глаза? (ответы) Что должна была сделать? Правильно. А что с зайчиком? (перерезало ножки). Почему с ним это произошло? Какие правила он нарушил? Как правильно надо вести себя на дороге? (ответы детей). Петушок как мог в беду попасть? (стал разговаривать с незнакомой). А тут вообще одна шапочка осталась. Интересно, чья это? (ответы). Почему так произошло? (снова выслушиваются ответы детей). Мы разобрались, в какую беду попали герои. А помочь мы можем им? Как? (ответы). Конечно, рассказать правила безопасности.
Давайте расскажем правила личной безопасности на улице и дома.
1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.
2. Нельзя открывать дверь, если дома одни.
3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай - нет.
4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.
Правила дорожного движения.
1. Переходи улицу на зеленый цвет светофора.
2. Переходи улицу по пешеходному переходу.
3. Обходи трамвай спереди, а автобус сзади.
4. Не играй на проезжей части дороги.
Правила пожарной безопасности.
1. Не играй со спичками и огнем.
2. Не включай электроприборы.
3. Если случился пожар, не прячься, уйди в другую комнату и всячески привлекай внимание к себе. Зови на помощь.
4. Возьми телефон и вызови пожарных. Назови свой адрес.
А вы знаете свой домашний адрес? (можно у одного-двух детей спросить адрес). Ну вот я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают, как поступать! Будут очень внимательными и не позволят никому больше заколдовать себя.
Рефлексия. Знаете, ребята, хочу признаться вам, мне было страшно в начале. А вам? А трудности были у кого – то. И все же, как Баба Яга смогла их заколдовать? (предположения детей). А медальки оставьте себе, как напоминание о том, что надо быть внимательным к себе, чтобы никто не смог вам навредить.
Использованная литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е.
2. ФГОС дошкольного образования.
3. «Развитие речи детей подготовительной группы» Гербова В. В.
4. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Ушакова О. С.
5. Методика синквеин. Автор американская поэтесса Аделаида Крэпси.
6. Интернет ресурсы.