Елена Кухарева
Итоговое занятие «Птичьи тайны» в рамках темы «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговое занятие «Птичьи тайны»
Программное содержание: познакомить детей с удивительными загадками и тайнами живой природы, расширять их представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц; воспитывать у детей интерес к жизни птиц; активизировать познавательные способности.
Демонстрационный материал: перья пуховые и маховые; яйцо, материал для строительства гнезда: трава, береста, мох, пух; картинки с изображением птиц; лупа; голоса птиц в аудиозаписи; картинка с изображением вороны; веер.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Сезонные изменения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
Раздаточный материал: лист на каждого с изображение птиц и гнёзд, простые карандаши; перо маховое и пуховое.
Словарь: маховые, пуховые, маскировать, зародыш, питательные вещества
Предварительна работа: чтение рассказа В. Бианки «Все самые»; наблюдения за птицами на прогулке, рисование птиц, подвижные игры на тему «Птицы».
Ход занятия. Влетает карлосон.
Карлосон: Здравствуйте ребята! Я рад видеть всех детей в вашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Я часто наблюдаю за вами с крыши Вашего детского сада. Вы очень активные ребята. Мне очень хочется, чтобы вы такие оставались. Всегда были в хорошем настроении. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать и не обижаться на других, не драться. Будем радоваться друг другу? (Ответы детей)
Карлосон :-Дети, вы любите разгадывать всякие тайны, загадки? (шёпотом, таинственно).
Карлосон: -У кого бывают тайны? (тайны бывают у рыб, насекомых, зверей, человека, птиц)
Конечно, у всего на свете бывают тайны.
Карлосон: -Рассмотрите картинки и скажите, о чьих тайнах мы с вами сегодня поговорим? (Мы будем говорить о птичьих тайнах)
Карлосон :-Да, сегодня мы раскроем некоторые тайны птиц.
- Я принес пёрышки, которые какие - то птички в полёте уронили, давайте их рассмотрим (раздаёт детям по листу, на котором прикреплены одно перо маховое, одно пуховое).
Карлосон :Ребята! Как вы думаете,чем пёрышки отличаются друг от друга? (одно маленькое, пушистое, мягкое, нежное. Другое большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, перья крупные, жёсткие).
Карлосон :-Где на теле у птицы растут эти маленькие, похожие на пух, перья? (Эти перья растут на голове, грудке, спинке птиц).
- Зачем маленькие пёрышки нужны птице? (Эти пёрышки защищают птичку от холода, жары, ветра, они согревают)
- Как, по – вашему, их можно назвать, если эти пёрышки согревают и похожи на пух? (пуховые). Повтори, Данил,Ксюша.
-Что вы можете сказать о другом пере? (Это перо большое, имеет плотный стержень, пустой внутри, оно крупное, жёсткое)
-Где вы видели на теле птицы такие большие крупные перья? (на крыльях и хвосте).
-Зачем птицам эти большие перья? (такие перья нужны птице для полета, они помогают птице держаться в воздухе. Благодаря таким перьям птице легко махать крыльями.)
- Как называются перья, которые помогают птице махать крыльями? (маховые).Повтори, Вера, Рома.
-Птица в полёте раскрывает крылья и хвост, как веер (показывает веер). Становится большой и широкой, поэтому может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха и летит. (пауза, обвожу всех взглядом).
Карлосон : -Мы с вами раскрыли первую тайну птиц. Узнали, почему птица может летать.
-Представьте, что вы птицы и летите по огромному бездонному небу (включаю музыку, дети бегают по группе, расставив руки в стороны). Они счастливы, наслаждаются полётом! Но вот птицы устали в полёте и приземлились (дети садятся за столы)
- Куда прилетают птицы отдохнуть? (птицы прилетают в гнездо).
- Из чего птицы строят гнёзда?
- Кто из вас хочет построить птичье гнездо?
-Хорошо или плохо птенцу в таком гнезде?
--Что хорошего? (тепло, уютно, можно спрятаться, приятно пахнет, мягко).Для этого предложить потрогать, понюхать гнездо.
-Что плохого? (может птенец выпасть, может хищная птица забраться и утащить птенцов).
- Скажите, гнё зда птиц хорошо видны всем: животным, человеку?
- Почему птицы прячут, маскируют свои гнёзда?
-Вторая тайна – это строительство и маскировка гнёзд
- В природе птицы строят сами себе гнёзда, а вот скворцам мы с вами помогаем. Не правда ли?
Пальчиковая игра «Пальчики Летят»
Ваша задача поместить птицу в нужное гнездо. Приступайте к выполнению задания. Включаю запись голосов птиц.
_ Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. Кто справился, поднимите руки. Быстро просматриваю выполнение.
- С заданием справились все правильно.
Карлосон :-Самая большая тайна, которая мучает всех: что произошло раньше –яйцо или птица. А вы как думаете? Видите. Нет единого мнения на этот счёт. Птичье яйцо – тоже великая тайна.
- Давайте рассмотрим яйцо. Чем покрыто яйцо?
- Что вы можете сказать о скорлупе? (Скорлупа твёрдая).
-Если скорлупа твёрдая, почему птенцы, которые развиваются в яйце, не задыхаются? (Слушаю предположения детей)
- Возьмите лупу и рассмотрите поверхность скорлупы.
-Что вы видите?
-Правильно, снаружи скорлупа покрыта маленькими отверстиями, через которые проходит воздух.
- Что находится внутри яйца? (Желток и белок) (Обходит детей, давая возможность рассмотреть желток и белок).
-Внутри желтка находится крошечный зародыш.
-Во что превратится зародыш?
-Если из зародыша получается птенец, зачем тогда белок? А желток зачем (слушаю предположения детей).
- Хотите раскрою тайну желтка и белка?
- В белке находится необходимый запас воды для жизни птенца, а в желтке - питательные вещества. Через маленькие отверстия в скорлупе воздух поступает в яйцо. Им дышит растущий внутри яйца птенец. В положенное время птенец начинает проклёвывать скорлупу своего яйца изнутри. Он проклёвывает скорлупу всё больше и больше, пока, наконец, она не расколется и птенец не выберется наружу (пауза).
-Ангелина, что находится в белке? Варя, что находится в желтке?
- Представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по – одному пальчику сложите ладони, спрячьте в него птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием. Приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони – и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам.
Карлосон: -Вот мы с вами прикоснулись к третьей тайне птиц : чудесное превращение яйца в птенца.
- Всё время, как мы с вами разговаривали, за нами с интересом наблюдала ворона. Наконец, решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону повернёт. И хочет каркнуть так, чтобы её всюду было слышно, звук не слышен. Простыла. Наверное. Поможем вороне? Дети произносят протяжно звук «каа-а-ар» (5-6 раз). Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5 – 6 раз). Ворона насладилась звуками, которые вы издавали, и улетела по своим вороньим делам.
Карлосон :- А наше путишествие по тайнам птиц подходит к концу. Мы, конечно, не раскрыли все птичьи тайны, так
как их много. Мы и дальше будем узнавать птичьи тайны.
-Узнали ли вы на занятии что – либо новое для себя? Что?
-Изобразите эмоцию, которая осталась у вас после занятия.
-Я благодарна вам за прекрасную работу. Занятие окончено.