Татьяна Бережнякова
Итоговое занятие по экспериментированию в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование. Тема: «Воздух – невидимка».
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом.
Задачи:
1. Обучающая – Обобщить, ранее полученные знания о воздухе, способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воздуха (невидимый, легкий, уточнить представление о том, что ветер-это движение воздуха; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха
2. Развивающая – Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, речь, умение планировать свою деятельность, делать выводы.
Публикация «Итоговое занятие по экспериментированию в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2019
3. Воспитательная – Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами, воспитывать навыки здорового образа жизни.
Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка, легкий, воздушный, опыт.
Материал: вода.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты, емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с жидкостью, трубочки для коктейля, мыльные пузыри, сахар, воздушный шарик.
Ход занятия:
Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетел. Что ты шарик говоришь? Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.
Он мне нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это? (воздух).
Правильно дети! Я тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и посчитайте до пяти (воспитатель надевает на себя и на детей белые фартуки и медицинские шапочки). Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследование, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
Карточки.
Без разрешения запрещается:
-трогать оборудование, приборы;
-толкаться, спорить;
-засовывать что-то в нос, рот, уши и пр.
Итак, приступаем к работе.
Посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
- А раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, бесцветный).
Давайте проведем 1– й опыт: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают)
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:
- Что внутри пакета? (воздух)
- На что похож мешок? (на подушку, шар)
- Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (пакет стал пустым, тоненьким, плоским, потому что в нем нет воздуха).
- Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Опыт №2. «Пузыри»
На столе емкость с водой и пустая банка.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли воздух в банке?
Дети: Есть.
Воспитатель: Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить банку в воду, горлышком вниз и посмотреть, что же будет. Если держать ее ровно вода в нее не попадает. Что же не опускает воду в банку? А теперь слегка наклоните банку и немного выньте из воды. Что появилось?
Дети: Пузыри.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из банки, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей. Пузырьки бегут вверх, т. к. воздух легче воды.
Ребята, а какие пузырьки можно еще пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы мыльные пузыри попускаем. Что находится внутри мыльных пузырей? Мыло?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему пузыри летают? (Легкие, воздушные)
- Что находится внутри мыльных пузырей? (Воздух)
Воспитатель помогает детям сделать вывод: Ребята, когда мы выдуваем воздух на петельку с мыльным раствором, то мыльная пленка наполняется воздухом, становится круглой формы и отрывается от петельки. Легкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Ребята, скажите мне, воздух имеет форму.
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет своей формы, он приобретает форму той емкости, в которой находится.
Проводиться игра «Кому нужен воздух».
Ребенок берет карточку с картинкой, называет предмет и говорит, нужен ли этому предмет воздух).
Физминутка:
Воздух-невидимка Вправо-влево.
Выходи гулять зовут
Воздух-невидимка Хлопки
Как тебя поймать? Ловим воздух
Если быстро-быстро
В поле убегу Бегут
Чистого-пречистого Потирают руки
Воздуха найду.
Видимо, без воздуха и, правда, жить невозможно! Ребята, кому нужен воздух, кто не может жить без него? (люди, животные, растения).
Ребята, давайте вспомним, кому не нужен воздух?
Воспитатель: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.
Опыт №3.
Педагог опускает в емкость с водой пластиковую бутылку, плотно закрытую пробкой. Дети стараются «утопить» бутылку. Почему у них не получается это сделать? (В бутылке есть воздух, он легкий, бутылка всплывает и не тонет в воде.) Затем опыт повторяют с бутылкой, которая наполнена водой. Что происходит теперь? Почему бутылка тонет? (Воздух легче воды.)
Вывод: Воздух легче воды! И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.) Поэтому. Чтобы не случилось беды, на речке вы плаваете с надувным кругом только под присмотром родителей.
- Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей)
Опыт №4.
Ребята, как вы думаете, что в этой пустой бутылочке? (Воздух.) А знаете, что произойдет с воздухом, если его поместить в горячую воду? Проводится опыт с воздушными шариками, которые надуваются при погружении пустой бутылочки в теплую воду. Объяснение: воздуху стало жарко и тесно, он расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся.
Опыт №5. «Воздух внутри нас».
Воспитатель: Ребята пройдите за лабораторные столы. У каждого приготовлено оборудование: стакан с водой и трубочка. Опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Что вы видите? (В воде появились пузырьки)
- Что происходит? Откуда взялись эти пузырьки? (Мы дуем в трубочку, и воздух выходит, появляются пузырьки).
Вывод: Мы выдыхаем воздух, который внутри нас. Воздух есть внутри нас.
Рефлексия:
Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Воспитатель: - Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза и посчитаем от 5 до 1, чтоб вернуться в детский сад. (Дети считают вместе с воспитателем)
- Вам понравилось быть молодыми учеными? Вы хотите еще побывать в нашей лаборатории? (Ответы детей)
Мне было приятно с вами работать. Вы такие наблюдательные, активные и умные.
Спасибо, ребята!