Лиана Леонова
Итоговое занятие по теме «Насекомые» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Леонова Л. П.
Цель: закрепление полученных знаний о насекомых.
Задачи:
-Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
-Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
-Развивать зрительную и слуховую память.
-Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
-Развивать связную речь.
Публикация «Итоговое занятие по теме „Насекомые“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
-Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Оборудование:
-предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, -аудиозапись песни «Мир похож на цветной луг», -набор разрезных картинок «Насекомые».
Предварительная работа:
- Наблюдения на прогулке.
- Чтение рассказов о насекомых, заучивание стихов.
- Рисование насекомых.
- Отгадывание загадок о насекомых.
- Дидактические игры: «Угадай, что лишнее?», «Собери насекомое».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пойти погулять на одну чудесную поляну.
Мы идём дорожками,
Мы идём тропинками, (идут друг за другом по кругу)
Ручеёк по мостику перешли, (идут на носочках, руки в стороны)
И на полянку светлую, мы пришли (приседают)
На полянке над цветами
Закружились мотыльки,
Вот и мы кружиться станем (круговые движения)
И проворны и легки.
(На доске вывешивается картина «На лугу»).
-Ребята, куда мы с вами пришли? (ответы детей).
(Воспитатель включает запись звуков луга, стрекотание кузнечика, жужжание пчел).
-Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (ответы детей, воспитатель уточняет ответы, выставляет картинки насекомых называемых детьми).
-А как назвать их одним словом?
(Насекомые).
-Каких насекомых вы еще знаете?
(Ответ детей).
(Подготовленные дети читают стихи о насекомых, воспитатель показывает картинки,прикрепляя их на «луг»)
*Жук качался на травинке
Крылья гладкие на спинке.
Всех я знаю на лугу,
Познакомить вас могу.
*Вот две бабочки летят.
Рассказать они хотят,
Что вчера ещё в траве,
Жили гусеницы две.
*Вот – трудяга, муравей.
Все сильней и здоровей,
Он строитель и затейник,
Строит в чаще муравейник.
* Рядом с речкой стрекоза:
Непоседа, егоза.
Как весёлый вертолёт,
Отправляется в полёт.
*Как у божьей, у коровки,
Крылья – пёстрые обновки,
Гладкие, атласные,
Яркие, да красные.
Игра: «Четвёртый лишний» (Воспитатель называет четыре слова, а дети указывают кто здесь лишний и почему).
-Муха, пчела, воробей, шмель.
-Ворона, сорока, муравей, дятел.
-Бабочка, стрекоза, пчела, кот.
-Ребята, мы читали много рассказов о насекомых, давайте вспомним, почему их так называют.
(на брюшке у них насечки).
- Где можно увидеть много насекомых?
(в лесу, на лугу, в поле, в траве, на клумбе, на цветах и т. д.)
- Да, правильно, насекомых в природе больше всех, их можно увидеть повсюду.
-А в какое время года их можно увидеть больше всего?
(летом, весной).
Пальчиковая игра «Насекомые».
Прилетела к нам вчера (Машут ладонями.)
Полосатая пчела.
А за нею шмель – шмелёк (На каждое название насекомого загибают пальчики.)
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальцев и подносят к глазам.)
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Роняют ладони на колени.)
-Ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
- Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
(Бегают, прыгают, летают).
- Чем питаются насекомые?
(Цветочным нектаром, листьями растений).
Игра: «Кто где живет»?
Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением
среды обитания насекомых, другие - картинки с изображением насекомых.
По сигналу «В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».
Воспитатель:
-А теперь представьте себе, что на земле не стало насекомых совсем, что произойдет? (Погибнут птицы, потому что насекомые служат кормом для птиц; погибнут растения, потому что насекомые опыляют растения; пчелы приносят мед, муравьи – санитары леса и т. д.)
- Да, исчезнут растения, животные, птицы, они не могут существовать друг без друга.
Насекомые - это часть природы, их надо беречь.
Игра: «Угадай-ка».
(На доске выставляются по очереди иллюстрации с контуром разных насекомых : муха, комар, божья коровка, пчела, кузнечик, дети по контуру определяют, что за насекомое.)
Воспитатель:
-Молодцы, всех насекомых назвали правильно. А теперь скажите мне на какие три части разделено тело насекомых?
(голова, грудь, брюшко, на брюшке насечки.)
- Правильно, что есть на голове?
(усики).
- Что же общее у всех насекомых?
(6 ног, крылья).
(Рассказ детей сопровождается показом на иллюстрации.)
- Правильно, тело насекомых разделено на три части: голова, грудь, брюшко; на голове усики, 6 ног, и две пары крыльев (два крыла вверху, два крыла снизу);
-А теперь, чуть-чуть отдохнем, и все превратимся в бабочек.
Физкультминутка (Движения выполняются в соответствии с текстом.)
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, встрепенулась.
Раз – росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Воспитатель:
- Как много насекомых живет на нашей земле, а как вы думаете: это хорошо или плохо?
(Ответы детей).
- Какую пользу они приносят?
(Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед.)
-Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
(Переносят разные болезни, мешают спать, кусают).
- Итак, на какие группы мы можем разделить насекомых? (Воспитатель показывает картинки и выставляет у доски).
(Полезные и вредные).
-Назовите полезных насекомых и положите их картинки на верхнюю полочку.
(Бабочка, пчела, муравей).
- Какую пользу они приносят?
-Пчелы опыляют цветы, дают мед, бабочка опыляет цветы, муравьи по лесу разносят семена, санитары леса.
-Назовите вредных насекомых и положите их картинки на нижнюю полочку.
(Муха, комар, гусеница.)
- Какой от них вред?
(Муха разносит микробы на лапах, гусеница ест листья растений, комар кусает людей и животных).
- А, еще есть насекомые, которых называют хищными. Кто знает насекомых, которые относятся к хищным?
(Стрекоза, кузнечик, божья коровка.)
-Почему их называют хищными?
(Они охотятся за другими насекомыми.)
Игра: «Кто это?» (Дети собирают разрезные картинки «Насекомые»)
-Ребята, у меня для вас задание. В конвертах спрятаны картинки с изображением насекомых, но они рассыпались: их надо собрать и рассказать у кого какое насекомое получилось.
(Дети за столами собирают насекомых из частей, любуются ими и рассказывают, у кого какое насекомое получилось, за что оно ему нравиться или не нравиться.)
Воспитатель: - Все насекомые такие маленькие, что их можно не заметить. Они легко прячутся? - Почему кузнечик зелёный? (Потому, что прячется в траве). - Где прячется майский жук? (Майский жук прячется на ветках деревьев). - А почему бабочка прячется на цветке? (Она яркая, похоже на цветок.) - У насекомых защитная окраска, как и места, их обитания. - Зачем им такая окраска?
(Ответы детей, защищаться, прятаться от врагов).
-Ребята, посмотрите, божья коровка такая яркая. Её видно в траве, и на дереве. Её любая птица заметит. Где же ей прятаться?
(Ответы детей, она сама защищается от врагов, в минуту опасности она выделяет молочко, которое плохо пахнет и поэтому её никто не ест)
- Можно, ли трогать и обижать насекомых? Почему?
(Они живые.)
-Да насекомые живые их нельзя обижать. Насекомые это часть природы, ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, жужжат.
Подвижная игра: «Бабочки, жуки, кузнечики, стрекозы»
(По сигналу воспитателя дети изображают то, или иное насекомое не называя его.)
Итог занятия : (Воспитатель предлагает детям встать в круг)
Игра: «Если я приду в лесок».
Если я приду в лесок – я сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Надо быть другом всему живому и правильно вести себя в природе.
Теперь я за вас спокойна, вы – добрые соседи насекомых.
Я очень рада за вас - вы все старались, были активные, внимательные и дружные. Молодцы! А теперь, мы возвращаемся назад, в садик. (Звучит песенка «Мир похож на цветной луг», дети выполняют танцевальные движения, взявшись за руки.)