Екатерина Бондаренко
«Буратино идет в школу». Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
(повторение)
Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «развитие речи», «художественная литература», «познание», «социализация», «здоровье».
Цель занятия: выявить уровень знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».
Задачи:
Образовательные: проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте;
Речевые (коммуникативные): упражнять в дифференциации изученных звуков; упражнять в звуковом анализе слова; закреплять умение составлять и анализировать схемы предложений; выявить уровень овладения навыком чтения; закреплять обобщающие понятия; обогащать словарный запас детей;
Развивающие: закрепить умение работать в тетради и у доски;
Воспитательные: воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Демонстрационный материал: карточки со слогами, карточка со словом «пенал»; карточка с предложением «Буратино идет в школу», кукла Буратино.
Раздаточный материал: кассы букв, рабочая тетрадь, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Попрошу детей я встать
За руки друг друга взять
И сомкнуться в ровный круг
Ты мой друг и я твой друг
Руку другу протяни
и ему ты улыбнись
Чтобы дружбу доказать
Надо другу помогать
Педагог: Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь. Вот и закончился учебный год и скоро вы пойдете в школу. Сегодня каждый из вас может проверить себя и доказать нашим гостям, что вы действительно готовы к школе, чему вы научились за год. Готовы показать свои знания и умения?
2. Основная часть. Постановка цели занятия
Педагог: сегодня у нас еще один гость - сказочный герой, а кто отгадайте загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный,
На земле и под водой,
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный, Кто же это?
Дети: (Буратино) педагог выносит куклу Буратино.
Здоровается с детьми.
Педагог: Буратино, ты что-то очень грустный. Что с тобой случилось?
«У меня случилась беда, Лиса Алиса и Кот Базилио отняли мой Букварь. Говорят, что он им нужнее, что я безграмотный и он мне не к чему, теперь в школу мне идти не с чем. Просто так не хотят отдавать, говорят, что только поменяются на мой золотой ключик. Как же я без золотого ключика, и букварь нужен. Ребята, что же мне делать, помогите. Очень хочется пойти в школу».
Педагог: Ребята, поможем Буратино? Как же будем помогать? (Научим Буратино грамоте, подготовим его к школе)
Педагог: Буратино, присоединяйся к нам, вместе будем заниматься. Все готовы?
- Присаживайтесь на стульчики и все внимание на меня.
- Давайте вспомним и расскажем Буратино, что такое звуки, буквы, слоги.
- Кто мне расскажет, что такое звуки? (это все что мы слышим и произносим) Какими бывают звуки? (звуки бывают речевые и неречевые) Какие вы знаете неречевые звуки? (хлопок, стук, топот ногами) А кто произнесет речевые? (а, о, у, м, с, т, я и т. д.) На какие делятся речевые звуки? (гласные и согласные) Произнесите гласные звуки (а, о, и, ы) Как мы можем узнать, что они действительно гласные? (когда произносим гласные звуки голос при выдохе не встречает никаких преград, они тянутся и поются) Какими могут быть гласные звуки? (гласные звуки бывают ударными и безударными) А теперь произнесите согласные звуки (т, м, р, с, б, к) Как мы можем узнать, что они действительно согласные? (при произнесении согласных звуков голос на своем пути встречает преграды: это язык, зубы, губы) Какими могут быть согласные звуки? (согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие)
- Что такое буквы? Чем они отличаются от звуков? (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
- Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)
- Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)
- Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите их и объясните свой выбор.
Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука.
Буквы Ж, Ш, Ц – всегда твердые, т. к. у них нет мягкого парного звука. - Ребята, кто скажет, что такое слоги? / Это когда согласный звук произносят вместе с гласным
Педагог: молодцы ребята. А теперь следующее задание «Определение первого звука в названии изображения на картинке» (педагог называет слова)
Лиса --- Л--- сог, мяг, звон; Медведь --- М--- сог, мяг, звон; Заяц ---З --- сог, твер, звон; и т. д.
Педагог: - Переходим к Игре «Слоговой аукцион» Задание / составь слово /
(На доске в разном порядке карточки-слоги)
Педагог: задание: к одному из слогов нужно прибавить другой слог, чтобы получилось слово.
Слова: Гуси, Мыло, Кино, Ваза, Луна, Книга.
Педагог: Молодцы, следующее Задание «Раздели слова на слоги», а чтоб узнать какие слова отгадаем загадки:
Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится. (ластик)
Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь. (линейка)
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш)
Я с собой её ношу,
Всё, что нужно, напишу.
Замечательная штучка
Самопишущая. (ручка)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -. (пенал)
Педагог: чтобы разделить слова на слоги, какое нужно использовать правило? (Сколько в слове гласных столько и слогов)
Дети по очереди делят слова на картинках на слоги, определяют ударный слог
Педагог: Буратино, наши дети умеют не только хорошо заниматься, а также развлекаться. Ребята, давайте немного разомнемся.
Физкультминутка:
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.
Слово-карточка «пенал» на доске
Педагог: внимание на доску. Следующее задание «Составь звуковой анализ отгаданного нами слова «пенал»» Вы должны определить из каких звуков состоит слово «пенал». Возьмите кассы букв и откройте их. Используйте нужную схему и определенного цвета квадраты. Работаем. Кто готов?
Педагог: Сколько в слове букв? Сколько в слове звуков? Сколько слогов? На какой слог ударение? Сколько согласных? Сколько гласных? Какой первый звук в слове? Какой второй? Третий? Назовите первый звук второго слога? Последний звук слова? Какой звук в слове согласный глухой? Назовите согласный звонкий?
Педагог готовит доску, где написано предложение: «Буратино идет в школу».
- Ребята, что-то написано на доске? Кто прочитает? Буратино идет в школу.
-Что мы прочитали? (предложение)
Приступим к заданию «Работа с предложением»
- Что такое предложение? (это набор слов, связанных между собой по смыслу, и содержат законченную мысль) Чтоб начать писать предложение, какое правило мы должны знать? (предложение пишут с большой буквы) Что еще в предложении пишут с большой буквы? (ФИО людей, клички животных, названия городов, рек, стран пишут с большой буквы) А что ставим в конце предложения? (В конце предложения ставят точку) Сколько слов в этом предложении? (4 слова) Первое слово. (Буратино) и т. д. Назовите короткое слово в этом предложении (в)
Скоро в школу мы пойдем
(«шагают» пальцами по столу)
И портфель с собой возьмем.
(загибают пальцы по одному)
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
(соединяют и разъединяют пальцы)
Будем мы читать, писать,
(хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять»!
(показывают пять пальцев)
Задание Работа в тетрадях (дорисовать буквы)
- Буратино, ребята знают все буквы алфавита. Правда ребята? Мы сейчас тебе покажем!
3. Заключительная часть:
- Закройте тетради и отложите их на край стола. Буратино, понравилось тебе у нас на занятии? «Да, очень. Спасибо вам ребята, Я очень многому у вас научился, мне было очень интересно. Но букваря у меня всё ещё нет.
Педагог: Буратино, а ты возьми букварь в нашем детском саду. Ребятам он уже не нужен. Они уже умеют читать.
Буратино благодарит. Прощается. Уходит. Педагог подводит итог.
- Вот и закончилось наше занятие. Понравилось ли вам наше занятие? Чем мы занимались? Какие вам задания понравились?