Татьяна Мецлер
«Играем в игру «Знатоки». Итоговое комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе
учитель-логопед Мецлер Т. В.
Тема: «Играем в игру «Знатоки»
Цели: Закрепить, систематизировать знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного года, закрепить умения использовать их на практике
Задачи:
- уметь выделять звук на фоне слова, определять его позицию в слове;
- делить слова на слоги, составлять слова из данных слогов;
- выполнять полный звукобуквенный анализ слова (выкладывать схему слова, подбирать слово к данной схеме);
Публикация «„Играем в игру „Знатоки“, Итоговое комплексное логопедическое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
- закрепить знания о предлогах, умение подбирать нужный предлог к данному предложению;
- закрепление навыков письма и чтения;
- закрепить понятия: слова-предметы, слова-признаки, слова-действия; уметь подбирать их к заданному слову;
- закрепить навыки классификации, уметь подбирать обобщающие слова (по лексическим темам)
- закрепить умение составлять и использовать в самостоятельной речи сложные предложения.
Воспитывать умения работать в коллективе сверстников, развивая чувства взаимопомощи, толерантности.
Развивать психические (процессы мышление, память, внимание)
Оборудование: игрушка-волчок, круг с секторами, конверты с заданиями, раздаточный материал для звукового анализа, карточки со словами, карточки с предложениями с пропущенными словами, фломастеры, удочки игрушечные и картинки предметные на магнитах, карточки со слогами в виде яблок на макете дерева, настольно-печатные игры «Четвёртый лишний», «Прочитай слово по первым буквам» или «Ребусы», лото «Читаем сами», фишки для поощрения, призы-наклейки, цветные подушечки.
ХОД:
1 Организационный момент
- Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Знатоки». Кто такие знатоки? А вас можно назвать знатоками? Вот мы и проверим! А помогать нам сегодня будет волшебный волчок, с помощью которого мы будем выбирать задания расположенные на секторах круга. Для начала предлагаю поделиться на три команды.
2 Деление на команды
- С помощью удочки «вылови» рыбку-картинку. Назови её, определи в каком месте слова находится звук «Р». Подойди к тому столу, на котором лежит подходящая карта-схема (звук в начале слова – 1 стол, звук в середине – 2 стол, звук в конце – 3 стол)
3 Игра «Знатоки»
Правила игры (объясняются детям):
Логопед вращает волчок, по стрелочке выпадает один из 6 секторов. Задание в секторе на карточке читает ребёнок. Время выполнения каждого задания фиксируется с помощью песочных часов. За правильное выполнение заданий команды получают фишки, по количеству которых подводятся итоги в конце игры.
Каждый член команды будет получать своё задание или одно на всех, игроки могут помогать друг другу.
Сектор №1 «Не ошибись»
Задание: «Подбери схему к слову»
Команде даётся большая карта, поделённая на 6 квадратов. В каждом квадрате написано слово. Необходимо прочитать слова, найти соответствующую слову картинку, а затем подобрать карточку со звуковой схемой этого слова.
Сектор №2 «Волшебное дерево»
Задание: Собери слова из слогов.
На макете дерева закреплены «яблоки» - карточки со слогами из которых дети составляют слова. За каждое слово получают фишку.
Сектор №3 «Будь внимателен»
Задание: Прочитай слово, выложи звуко-слоговую схему.
Каждый ребёнок получает карточку со словом и выполняет полный звуковой анализ слова, используя индивидуальный раздаточный материал. Логопед задаёт детям вопросы: сколько в слове слогов, звуков; назови звуки по порядку; дай характеристику звуку; сколько в слове гласных звуков, согласных и т. д.
ФИЗМИНУТКА с элементами логоритмики «Весёлые человечки»
Сектор №4 «Слово потерялось»
Задание: прочитай предложение, вместо точек вставь пропущенное слово (предлог).
Каждому ребёнку даётся карточка - перфокарта с пропущенным словом. Рёбёнок фломастером вписывает нужный предлог.
Сектор №5 «Угадай-ка! Объясняй-ка!»
Задание: а) игра «Четвёртый лишний»
Из четырёх картинок на карте надо исключить одну и объяснить, почему она лишняя, назвав обобщающим словом три оставшиеся. Ответ должен быть развёрнутым со словами «потому что».
б) игра «Ребусы»
каждый ребёнок получает карточку, на которой нарисованы предметы. По первым звукам названий картинок нужно собрать зашифрованное слово.
Сектор №6 «Придумай слово»
Дети рассматривают три зрительных опоры-карты: одна прямая линия – слова-предметы, две прямые линии - слова-действия, двойная волнистая линия – слова-признаки.
Командам предлагается выбрать одну одну предметную картинку на столе.
Задание: придумать, подобрать по 5 слов-признаков и по 5 слов-действий к каждому предмету, изображённому на картинке.
4 Подведение итогов игры.
Подсчитываются все полученные в ходе выполнения заданий фишки. Дети поощряются призами – сюрпризами в виде забавных наклеек.
Самоанализ занятия
1 Занятие является итоговым на конец учебного года. С детьми пройден весь учебный материал согласно программе, курс коррекционного обучения закончен. Форма проведенного занятия - фронтальное групповое, вид занятия – комплексное, сочетающее в себе программный материал фонетических, лексико-грамматических занятий, а также занятий по развитию связной речи и обучению грамоте.
2 На занятии поставлены и реализованы коррекционно-развивающие, образовательные и воспитательные цели и задачи. Выбор целей обусловлен местом занятия в системе занятий (итоговое, его видом (комплексное) и формой организации (фронтальное групповое). Структура занятия нетрадиционная, в форме игры с применением социо-игровых технологий (деление детей на группы-команды, смена лидера, сочетание двигательной активности и сменой мизансцен, интеграция видов деятельности).
На занятии были реализованы принципы личностно-ориентированного обучения:
• Природосообразности (занятие построено с учетом возраста детей данной группы, речевого диагноза, ведущего вида деятельности детей дошкольников – игре)
• Дифференцированного подхода (все задания подобраны с учетом индивидуальности, внутри каждого задания предусмотрена вариативность)
• Взаимодействия (партнерское взаимодействие между детьми и логопедом, побуждение к общению и взаимопомощи)
• Свобода выбора (не абсолютная, а относительная): педагогом поощрялась самостоятельнось детей в выборе способов решений, партнеров.
• Опора на опыт детей (педагог обращался к индивидуальному опыту ребёнка или группы)
• Проблемности (все задания несли элементы проблемы, поощряя детей к исследовательской деятельности, поиску решений проблемы)
• Открытости и гибкости (в ходе занятия обучение не ограничивалось строгими рамками, а изменялось по желанию детей)
3 На занятии было 11 детей с речевыми заключениями ПМПК: дизартрия средней степени тяжести, ОНР 3 уровня. Дети занимались с логопедом 1 год.
4 Данное занятие проведено в нетрадиционной форме, поэтому в нем нет строгой этапности и соблюдения принципа «от простого к сложному». Все задания подобраны одной сложности и сочетали в себе материал из разных разделов (фонетики, лексики, грамматики,обучение грамоте) и выбирались хаотично по волчку. Чтобы обеспечить максимальную двигательную активность детей и смену видов деятельности, каждое игровое задание проводилось в разных местах группы. Дети имели возможность работать сидя за столами, сидеть на ковре на подушечках, стоять в кругу и вокруг столов. Была включена подвижная логоритмическая физминутка. Это помогло повысить эффективность занятия, предотвратить утомляемость детей.
5 Весь речевой и дидактический материал подобран с учетом целей и задач. На каждом этапе был использован эстетически оформленный наглядно-дидактический и раздаточный материал, что помогало поддерживать интерес у детей на протяжении всего занятия.
6 Все этапы занятия чётко выдержаны по времени. Поддерживался интерес в течение всего занятия. Все дети были активны и внимательны. Дети показали хорошие знания и проявили умения применять их на практике.